Бразильский президент Лула держит курс на Москву
12 Мая 2010г.
Бразильский лидер честно заработал свой международный авторитет в годы правления в США “неоконов”, фактической диктатуры, воплощённой в агрессивной и беспринципной администрации Дж. Буша-младшего. По имперской традиции Вашингтон прибег к испытанному методу кнута и пряника, чтобы обеспечить лояльность бразильца. Комплиментов в адрес Лулы было высказано множество: пусть он и социалист, но “внушает доверие”, на фоне “крикливых популистов” он – гарантия стабильности на континенте, политик, склонный к конструктивному диалогу. Одновременно звучали предупреждения о том, что “диктатор Чавес” намерен перехватить лидерство Бразилии в регионе, оттеснить его, Лулу, на периферию реформистских и интеграционных процессов.
Когда подвигнуть бразильца на борьбу с “популистами” не удалось, на Лулу обрушился мощный прессинг сверхдержавы. В ход пошли бесчестные приёмы компрометации и чёрной пропаганды. Настойчиво использовались сюжеты “коррупции” в его ближайшем окружении. Лула сумел преодолеть эти испытания, сохранив по итогам двух своих президентских сроков высокий рейтинг популярности в 70-80 %.
Нужно сказать, что администрация Обамы предпочитает более мягкие (так и хочется сказать, вкрадчивые) методы работы с Лулой. Вашингтон неутомимо доказывает бразильскому лидеру: эпоха неоконов завершилась, наше двухстороннее сотрудничество – ключ к прогрессу и процветанию стран всех Западного полушария.
Комплиментов звучит больше, внешне позитивные жесты следуют один за другим. Чего стоит хотя бы недавнее обещание контракта на приобретение для ВВС США 200 самолётов бразильского производства “Супер-Тукано Эмбраер” (некоторые эксперты, правда, считают, что американцы просто не хотят, чтобы самолёты были проданы в “популистские страны”). Ещё один пример: Бразилия и США подписали соглашение о сотрудничестве в военной области. Обычный документ подобного рода. Никаких сенсаций и уступок суверенитета в пользу Пентагона. Однако в рамках информационно-подрывной войны, которая ведётся Вашингтоном в регионе, соглашение было подано как очередной успех Пентагона в реализации программы по созданию системы военных баз в Южной Америке. После американской милитаризации Колумбии это сообщение было с тревогой воспринято в Латинской Америке. Неужели Бразилия согласилась на предоставление своей территории под военно-морскую базу США?
Вскоре выяснилось, что ничего подобного соглашением не предусматривалось. Сотрудничество, консультации, обмен информацией - никаких “секретных приложений”. Фальшивка была запущена Браунфильдом, послом США в Колумбии, для того, чтобы вызвать негодующую реакцию Чавеса и спровоцировать его на конфликт с Лулой. Не удалось. Президенты обмениваются телефонными звонками едва ли не ежедневно и степень доверия, существующая между ними, не подвластна конъюнктурным эмоциональным перепадам.
Так что, крепнущая, всё более влиятельная на международной арене Бразилия обречена на перманентное, часто не слишком скрываемое, недоброжелательство (чтобы не говорить враждебность) США. Еще в эпоху Дж. Буша-старшего североамериканский истэблишмент стал задаваться вопросом: “Что нам делать с Бразилией?” Подходящих вариантов ответа Вашингтону найти не удалось. Для самоуспокоения Пентагон прибег к испытанной стратегии усиления военного присутствия по периметру Бразилии. Базы в Колумбии, Перу, Парагвае, Суринаме, на некоторых островных государствах в Карибском море, “реанимация” Четвёртого флота, который предпочитает патрулировать вблизи бразильского шельфа, в недрах которого были обнаружены огромные месторождения нефти, сравнимые с теми, которые таятся в венесуэльском “Поясе Ориноко”.
Заметно усилилась разведывательная деятельность США на “бразильском направлении”. Помимо сверхсовременных средств технического контроля, на порядок выросла численность резидентур американских спецслужб в стране. Многие мероприятия, которые предпринимались американскими разведчиками в регионе под предлогом “нейтрализации” радикализма и экспансионизма “популистских режимов”, на самом деле ориентированы на скрытое вторжение в политические, общественно-социальные и иные процессы в Бразилии. Пристальное внимание уделяется Амазонии, главному хранилищу водных и биоресурсов в Западном полушарии. В гипотетических сценариях прямого вмешательства США во внутренние дела Бразилии непременно фигурирует тезис неотложной “защиты Амазонии, лёгких планеты и главного резервуара питьевой воды, от разрушительной эксплуатации человеком и государством”.
С каждым годом задача подчинения южноамериканского гиганта геополитическим интересам США становится всё менее возможной. Бразилия находится на завершающем этапе трансформации в региональный и мировой центр силы. В этих условиях она как никогда раньше заинтересована в диверсификации и упрочении международных связей, и Россия, как не раз заявлял Лула, - в числе приоритетных направлений.
Взаимодействие с Россией традиционно поддерживается Бразилией в рамках политического, торгово-экономического и научно-культурного сотрудничества. Но всё больше ощущается потребность в совместно реализуемых прорывных проектах в таких сферах как мирный атом, космос, авиастроение, энергетика, нанотехнологии. Требуют конкретизации перспективные идеи в сфере ВТС. Лула всё чаще в последнее время говорит о необходимости усиления военно-оборонительного потенциала страны для обеспечения безопасности границ, протянувшихся на 23 тысячи километров, нефтяных месторождений и лесов Амазонии.
Так что Луле да Силва будет что обсудить с президентом Дмитрием Медведевым в ходе официального визита в Москву в середине мая с.г. Есть все основания рассчитывать не только на теплоту этой встречи, но и на её результативность.