Огромное спасибо, Viejo, с удовольствием читаю Ваши рассуждения и действительно нахожу неожиданные ракурсы во взглядах на данный вопрос. Вижу, что незаслуженно Вас упрекнул в "передергивании", просто не до конца понял конечной точки рассуждений, в данном пояснении все стало на свои места. Приношу Вам свои извинения.
Цитата:Сообщение от Viejo
Цитата:Сообщение от IF
... «Природа не производит на одной стороне владельцев денег и товаров, на другой стороне владельцев одной только рабочей силы. Это отношение не является ни созданным самой природой, ни таким общественным отношением, которое было бы свойственно всем историческим периодам. Оно, очевидно, само есть результат предшествующего исторического развития, продукт многих экономических переворотов, продукт гибели целого ряда более древних формаций общественного производства».
...
Очевидно, что если рассматриваются ВСЕ исторические периоды, то понятия «владельцы денег» и «владельцы рабочей силы» иносказательны, так как были исторические периоды, когда понятие денег и понятие рабочей силы еще не существовали в обществе (первобытно-общинном, например). В то время аналогами этим понятиям были вожак и член племени.
И отношения строились внутри племени в точном соответствии с современной экономической моделью, только в более упрощенном варианте. Продукт (мясо) производства (охоты) присваивается (лучшая часть – прибавочная стоимость) вожаком, а остатки (оплата труда) распределяется между членами племени (работниками). Происходит это по праву силы (сейчас государственный аппарат – сила его руководителя). Общественные отношения начинались именно с племенного устройства общества, если верить историкам. Развитием этих отношений и явилось то, о чем я писал: большое племя – военные группировки – государство.
Мне кажется, что эти отношения как раз свойственны (Маркс утверждает обратное) ВСЕМ историческим периодам. И никакого передергивания, в чем Вы меня упрекнули, тут нет.
Хоть я и не вижу никакой иносказательности в высказывании Маркса (точнее в в переводе высказывания) и слова "владельцев денег и товаров" и " только рабочей силы" относятся, по моему мнению, только к капитализму. Но все равно Ваш, взгляд, Viejo, кажется мне очень интересным и для меня неожиданным. Что привело меня к серьезным раздумьям. Раз исторический процесс и его свойства, являются в данных рассуждениях важной частью, видимо на них нужно остановится подробней. Позволю себе вернуться к предыдущему обсуждению.
Цитата:Сообщение от Viejo
... Самое первое "общество" которое возникло - это первобытное племя на стадии организованной стаи. Пока одиночки не сбились в стаю общества не было - были разрозненные персонажи. Уже на этой стадии общественных отношений были лидеры (тогда по праву сильного), которые забирали себе лучший кусок и т.д., а самые слабые не получали ничего. Потом стали появляться еще и шаманы разные, которые подводили под сложившуюся систему "идеологию". Потом наиболее сильные племена завоевывали место влияния (охоты и т.п.) у более слабых племен и поглощали эти племена, либо они становились рабами и слугами. Позже стали формироваться военные группировки, которые рекетировали племена и дали князей, которые контролировали свои регионы впоследствии названные государствами. С развитием промышленности появилась еще одна группа влияния - экономическая, основанная уже не столько на физической силе, сколько на силе интеллекта (Сороса, например, можно называть кем угодно, но он добивается своего в первую очередь умом, пускай и извращенным).
Таким образом всегда в любом обществе всю историю человечества были те, кто стоял во главе (от семьи и племени, до транснациональной корпорации и государства) и те, чей труд позволял им существовать. Сам постулат, на основе которого Маркс делает свои выводы и строит доказательства ошибочен. Экономическая модель устройства общества описана Энгельсом верно, а вот идеологическая подоснова хромает.
Первобытное общество, где люди присваивали лучший кусок по праву сильного, имеет один очень интересный аспект, который вполне можно отнести к природному свойству. Это право сильного. Действительно, среди животных этот тип взаимоотношений встречается практически всегда (силой доказывается право на спаривание, силой отбирается еда, силой и выносливостью определяются успехи в охоте). Однако мы упускаем из виду общественное поведение животных и аспекты, которые наводят нас на совсем другие размышления. Например слоны вместе защищаются и оберегают молодняк и самок (которые не так сильны), в охотничьих сообществах вожаки получат свой кусок, но, насытивших, дадут возможность поесть всем ибо впрок не наешься. Первобытные люди наверняка понимали, что сообщество это залог выживания и, наверняка, заботились о слабых (к которым всегда относились женщины, дети и старики, которые, если доживали до старости и несли в себе мудрость, к ним обращались за советом), потому что в сообществе всегда была работа для всех. И здесь пути первобытных людей и животных расходятся.
Среди людей появились вовсе не самые умные и не самые сильные, как Вы, Viejo, говорите вожаки. А люди, которые занялись накопительством. Вожаку сколь силен бы он не был было бы достаточно лучшего куска мяса, лучшего куска шкуры и лучшего места для сна (чем и довольствуются все вожаки животных). Вот когда торжествовали идеи социализма люди вместе жили, все работали, вместе охотились вместе делили добычу, но по "способностям", вместе заботились о потомстве и стариках. Но среди людей появились иные персонажи, которые стали завладевать ценными для людей предметами и накапливать их. Не одна шкура, а десять, не одно копье, а двадцать. Не думаю, что этот процесс начался в общинах, потому что первые люди кочевали и таскать с собой гору скарба впрок было трудновато. А вот появления групп людей грабящих других обязательно приводило к захвату добычи в значительно большем, чем нужно было членам группы количестве. И изощренно "умные" особи начали использовать эти избыточные ценности в своих целях. То есть, имея избыточные ценности, люди научились подкупать сильных, оплачивать умных, и формировать основы власти (вовсе порой не связанной не превосходящей всех силой, и не с превосходящих всех умом). Главное у них было владение ценностями, которые доставались по наследству. Так в некоторый период появился рабовладельцеский строй, где людей-рабов вовсе ни во что не ставили, ибо "особо умные", окружив себя "недалекими" сильными и подкупленными "умными" (хотите шаманами, хотите советниками) завоевывали целые народы, строили колоссальные сооружения, за счет ценностей отбираемых у людей и аккумулируемых у "избранных". Рабы были даже не товаром, скорее сырьем, которое захватывалось вместе с их скарбом. Чуть позже научились ими торговать, но это уже был феодальный строй. Поразительно, какова была расточительность владельцев рабов, то что построили эти рабы до сих пор поражает воображение в Египте. Династии "старались переплюнуть" одна другую. И все это на костях и на крови людей, которые никогда не при каких обстоятельствах не должны были выходить за рамки своей рабской сущности. О какой рождаемости разными среди рабов в это время могла идти речь, даже мысли не возникало у царей забивать этим голову, что в этой массе погибли великие ученые, талантливые лекари, торговцы и военначальники. И все это, уважаемый Viejo, Вы рассматриваете как свойство природы ....
Только борьба, восстание этих рабов, доведенных до отчаяния приводила к подвижкам в "слишком умном" мозге "хозяев жизни", только это постепенно меняло ситуацию. Да, может быть вожди рабов или бедноты и преследовали свои корыстные цели (все они погибали, в душу им залезть трудно), но люди не пошли бы за человеком, который бы призывал их к тому, что не отвечало их чаяниям. Все это очень явно показывает, что в угнетении одних людей другими не было ничего природного ибо решение о признание рабом того иного человека принималось не на охоте или в честном бою, а в "изощренном мозгу" владельца награбленного, хозяина подкупленной им своры солдат и шаманов. Не было никакой справедливости в этом выборе. И мне бы было очень интересно посмотреть на теоретиков деления людей на "хозяев жизни" и "урожденных слуг" на строительстве пирамид в Египте (какой бы нестандартный выход они нашли из создавшейся ситуации). Наверно выход был только один поднимать измученный народ в бой, так почему после такого боя, когда наши прапрадеды завоевали для нас право "не рождаться рабами" мы - потомки людей, которые выжили в условиях многих веков рабства, начинаем вновь подводить оправдательную базу под процессы угнетения.
И почему-то такая точка зрения имеет свое хождение среди людей имеющих положение и имущество, а остальные легко признаются "прирожденными слугами", у которых нет не сил, не "мозгов", чтобы стать "хозяевами жизни". Я уверен, что ни Гай Юлий Цезарь, ни уважаемый dengue, ни умный Сорос не победили бы в прямом бою раба-Спартака, тогда почему этим людям должен достаться самый большой кусок добычи, следуя логике первобытного общества (близкого к природе общества)?