Чавес в избирательной кампании

Игнасио Рамоне (директор издания Le Monde Diplomatique)
31 Августа 2012г.
Чавес в избирательной кампании
Этот раз уже четырнадцатый. Со времени своей первой победы на президентских выборах в декабре 1998 г. Уго Чавес прямо и опосредованно уже принял участие в тринадцати избирательных кампаниях в Венесуэле. И почти всегда побеждал*, причём при соблюдении всех демократических норм и законов, что подтверждалось всеми миссиями наблюдателей, направлявшихся сюда самыми требовательными организациями (ООН, Евросоюз, Центр Картера и пр.)

Поэтому голосование 7 октября этого года окажется четырнадцатой встречей президента с венесуэльскими избирателями**. В этот раз речь идёт о его переизбрании на новый срок. У этой избирательной кампании, официально стартовавшей 1 июля, есть две основные особенности, качественно отличающие её от предыдущих. Первая из них состоит в том, что Уго Чавес только что закончил тринадцатимесячный курс лечения рака, обнаруженного у него в июне 2011 г. А вторая - в том, что главные силы консервативной оппозиции сделали на этот раз ставку на единство своих рядов. Перегруппировав свои кадры в рамках Стола Демократического Единства (СДЕ) в результате внутренних первичных выборов 12 февраля этого года, они выдвинули своим единым кандидатом Энрике Каприлеса Радонски, 40-летнего адвоката, являющегося сейчас губернатором штата Миранда.

Выходец из одной из богатейших семей Венесуэлы, Энрике Каприлес был одним из организаторов провалившегося государственного переворота 11 апреля 2002 года и в составе группы путчистов участвовал в штурме кубинского посольства в Каракасе. Несмотря на то, что он происходит из ультраконсервативной организации «Традиция, Семья и Собственность» и его поддерживают самые правые силы (и среди них частные средства массовой информации, которые продолжают занимать доминирующее положение в теле-, радиоэфире и прессе страны), Каприлес в своей предвыборной кампании защищает все социальные завоевания боливарианского правительства и даже клянётся, что его политический идеал – недавний левый президент Бразилии Луис Инасио Лула да Силва***. Но основная ставка Каприлеса - на физический недуг президента Чавеса****.

В этом он ошибается. Автор этих строк, побывавший в июле этого года в Венесуэле, принял участие в двух первых неделях избирательной кампании президента, много раз беседовал с ним, присутствовал на нескольких изнурительных многотысячных митингах с его участием и лично убедился в его добром здравии и прекрасной физической и умственной форме.

Разоблачая лживые новости, циркулировавшие в некоторых изданиях (The Wall Street Journal, El País) о том, что по причине очевидных «метастаз в костях и позвоночнике», ему остается всего «шесть или семь месяцев жизни», Чавес, которому 28 июля исполнилось 58 лет, к удивлению своих противников, заявил: «Я полностью вылечился и с каждым днём чувствую себя всё лучше».

А тех, кто предсказывал чисто виртуальное участие венесуэльского лидера в этой избирательной кампании, он продолжил удивлять, сообщив о своём решении «вновь захватить улицы» и начать объезд всех уголков Венесуэлы с тем, чтобы добиться третьего мандата: «Обо мне говорили: этот запрётся в Мирафлоресе (президентском дворце) для проведения виртуальной кампании - по Twitterу и по видео; издевались надо мной, как хотели, но вот он я, опять на своём месте, вернувшийся, с неукротимой силой боливарианского урагана. Как скучал я по этому запаху толп, по рёву народа на улицах».

Этот рёв… немного раз в жизни слышал я мощь и страсть, подобные тому, что звучало на бульварах Барселоны (штат Ансоатеги) и Баркисимето (штат Лара), принявших Чавеса 12 и 14 июля этого года. Океан народа. Неудержимая лавина флагов, символов и красных футболок. Цунами криков, восклицаний, песен и эмоций.

Из кузова алого грузовика, который обтекали толпы, вдоль километров и километров дороги, Чавес без устали приветствовал сотни тысяч симпатизирующих, прибывавших, чтобы увидеть его живьём впервые после болезни. Эти люди стекались сюда отовсюду со слезами радости и поцелуями благодарности в адрес человека и правительства, которые, уважая гражданские свободы и демократию, выполнили свои обязательства перед обездоленными, выплатили социальный долг и наконец дали всем бесплатное образование, работу, социальную защиту и жильё.

Чтобы лишить оппозицию последних надежд, Чавес в длинных предвыборных речах, произносимых им безо всякой видимой усталости, несколько раз подчеркнул: «Я как вечное возвращение Ницше, потому что на самом деле я возвращаюсь после многих смертей… Пусть ни у кого не останется иллюзий, пока Бог даёт мне жизнь, я буду бороться за правду для бедных, но когда я уйду физически, я всё равно останусь с вами на этих улицах и под этим небом. Потому что я это уже не я, я чувствую себя неотделимой частью народа. Чавес уже стал народом и теперь нас миллионы. Чавес – это ты, женщина! Чавес – это ты, юноша! Чавес – это ты, ребёнок, это ты, солдат; это вы, рыбаки, работники сельского хозяйства, крестьяне и торговцы! Что бы со мной ни случилось, им не справиться с Чавесом, потому что сегодня Чавес – это весь наш непобедимый народ!».

В своих выступлениях он резко критиковал некоторых губернаторов и мэров из своей партии, не выполнивших обязательств перед своими избирателями: «Я превратился в первого из оппозиционеров», - заявил он, но тут же добавил «Я могу критиковать революцию, но я не могу голосовать за буржуазию; это было бы предательством. Иногда мы ошибаемся, но в нашем сердце есть настоящая любовь к народу».

Он - прирождённый оратор, его речи близки и просты, в них множество юмора, историй из жизни и даже песен. И хотя на первый взгляд это не заметно, его выступления – настоящие дидактические конструкции: чётко разработанные, структурированные, подготовленные очень серьёзно и профессионально для достижения конкретных целей. Речь о передаче какой-то одной главной идеи, которая превращается в композиции его речи в нечто наподобие центральной трассы. В этой кампании он методически представляет и объясняет свою программу.

Но чтобы не утомлять и не перегружать слушателей, Чавес часто отклоняется от этой центральной трассы и делает то, что мы могли бы назвать короткими экскурсами на соседние участки (истории из жизни, воспоминания, анекдоты, стихи, песни), и в первый момент кажется, что они не имеют отношения к основной теме. Но отношение всегда есть. И это позволяет оратору после длительного отхода от центральной идеи вернуться к ней и продолжить именно с того места, на котором он отвлёкся. На подсознательном уровне это часто вызывает у аудитории чувство восхищения, и такая техника позволяет Чавесу произносить очень длинные речи, не переутомляя слушателей.

В своих последних предвыборных выступлениях Чавес сравнивает политику разрушения общества благоденствия, осуществляемую сейчас во многих странах Европейского Союза (в частности, приводит в пример беспощадное урезание социального бюджета испанским правительством), с важными социальными достижениями своего правительства, которое занято «продолжением строительства венесуэльского социализма».

За четырнадцать лет своего существования (1999-2012 гг) Боливарианская революция на региональном уровне добилась немалого: создание Петрокарибе, Петросура, банка Дель Сур, АЛЬБА, Сукре (единой системы региональных компенсаций), УНАСУР, СЕЛАК, вступление Каракаса в МЕРКОСУР*****… И столько других примеров, превративших Венесуэлу Уго Чавеса в настоящий фонтан инноваций для дальнейшего продвижения к окончательной независимости стран Латинской Америки.

Несмотря на то, что в агрессивных пропагандистских кампаниях противников утверждается, что в боливарианской Венесуэле средства массовой информации контролируются государством, в действительности легко проверяемой любым непредвзятым свидетелем, – всего 10% радиостанций являются государственными, все остальные, т.е. 90% остаются частными. И всего 12% телевизионных каналов являются государственными, все остальные, т.е. 88% являются частными или принадлежащими разным независимым организациям. Что касается печатной периодики – главные газеты страны El Universal и El Nacional являются частными и постоянно враждебными по отношению к правительству.

Главная сила президента Чавеса в том, что основная работа его правительства направлена на решение социальных проблем (здравоохранение, питание, образование, жильё), того, что больше всего волнует большинство простых венесуэльцев (75% населения). На социальные нужды уходит 42,5% государственного бюджета. Его правительство вдвое сократило уровень детской смертности, покончило с неграмотностью, в пять раз увеличило число учителей в государственных школах (с 65 000 до 350 000). Венесуэла сегодня – вторая страна региона по числу граждан с высшим образованием (83%), после Кубы, но перед Аргентиной, Уругваем и Чили; и пятая в мире, впереди Соединённых Штатов Америки, Японии, Китая, Великобритании, Франции и Испании.

Боливарианское правительство сделало общедоступными медицину и бесплатное образование, умножило в разы строительство жилья, увеличило минимальную зарплату (сейчас она самая высокая в Латинской Америке), предоставило пенсии всем трудящимся (в том числе и неформального сектора) и всем старикам, улучшило инфраструктуру больниц, оно предлагает бедным семьям продукты через систему Меркаль, что на 60% дешевле, чем в частных супермаркетах; сократило латифундии и в то же время предоставляет экономические льготы производителям продуктов питания, обеспечило техническое образование миллионам трудящихся, сократило неравенство, более чем втрое сократило бедность, уменьшило внешний долг, покончило с антиэкологической траловой ловлей рыбы, заложило в экономике основы экосоциализма…

Все это, беспрерывно осуществлявшееся на практике уже почти 14 лет, объясняет народную поддержку Чавеса, который обещает в ходе кампании: «Всё сделанное нами до сих пор - мелочи в сравнении с тем, что нам ещё предстоит сделать».

Я стал свидетелем того, как миллионы простых людей почитают его как святого. Он – бывший когда-то ребёнком из очень бедной семьи, уличным продавцом сладостей на улицах своего городка, спокойно повторяет: «Я - кандидат простых людей и отдам жизнь служению бедным». Наверняка, так и будет. Однажды писательница Альба де Сеспедес спросила у Фиделя Кастро, как он смог столько сделать для своего народа: образование, здравоохранение, аграрная реформа и т.д. Фидель ответил ей просто: «С большой любовью». В отношении Венесуэлы Чавес мог бы ответить то же самое. Что ему ответят венесуэльские избиратели? 7 октября узнаем.

Перевод Олега Ясинского_ _

* - Единственный раз Чавес с минимальной разницей голосов проиграл референдум 2 декабря 2007 г. о «Проекте конституционной реформы».
** - Кроме Чавеса, в выборах 7 октября участвуют шесть других кандидатов: Энрике Каприлес Радонски от Стола Единства (Mesa de la Unidad, MUD), Орландо Чиринос от партии Социализм и Свобода (partido Socialismo y Limertad, PSL), Жоэль Акоста Чиринос от партии Авангард Двухсотлетия Республики (partido Vanguardia Bicentenaria Republicana, VBR), Луис Рейес Кастильо от Организации истинного обновления (Organización Renovadora Auténtica, ORA), Мария Боливар от Демократической партии Единства во имя Мира и Свободы (partido Democrático Unidos por la Paz y la Libertad, Pdupl) и Рейна Секера от партии Народной Власти (partido Poder Popular, PP).
*** - 6 июля этого года Лула отправил Чавесу открытое письмо, в котором поддержал его кандидатуру, заявляя: «Твоя победа станет нашей победой».
**** - В середине июля этого года большинство опросов общественного мнения в Венесуэле давали Чавесу превосходство от 15 до 20 пунктов над правым кандидатом Энрике Каприлесом.
***** Петрокарибе – Petrocaribe, сообщество из 14 стран Карибского бассейна, заключивших договор об энергетическом сотрудничестве с целью социальной и политической взаимопомощи и стабильного обеспечения электроэнергией населения стран-участников.
Петросур – Petrosur, организация по региональному энергетическому сотрудничеству, в котором участвуют Венесуэла, Бразилия, Аргентина и Уругвай. Ее основная задача – снизить существующее неравенство между странами-участниками в доступе к электроэнергии и обеспечить доступ к ней населения по минимальной стоимости. Банк дель Сур – Banco del Sur (“Банк Юга”) – независимый валютный фонд, созданный Венесуэлой, Аргентиной, Бразилией, Парагваем, Уругваем, Боливией и Эквадором с целью финансирования социальных программ и инфрастуктуры. АЛЬБА – ALBA (Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra América - Tratado de Comercio de los Pueblos “Боливарианский Альянс для народов нашей Америки – Торговое Соглашение Народов”), созданный Венесуэлой в 2004 г. независимый латиноамериканский торгово-политический союз, включающий сегодня следующих участников: Венесуэла, Куба, Эквадор, Боливия, Никарагуа, Антигуа и Барбуда, Доминика, Сан-Висенте и Гренадины.
Сукре – sucre, условная денежная единица для операций банка Дель Сур, прототип будущей единой региональной валюты. УНАСУР – UNASUR (Unión de Naciones Suramericanas, «Союз южноамериканских наций») - региональная политическая и экономическая организация государств Южной Америки, созданная в 2004 году. В нее входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор, Чили, Гайана и Суринам. В декларации Унасур определено, что она отражает стремление народов Латинской Америки к интеграции, единству и строительству общего будущего. Основная задача Союза — в течение 15 лет добиться интеграции экономик и создания зоны свободной торговли. СЕЛАК - CELAC (Comunidad de Estados Latinoamericanos y Caribeños, “Cообществo стран Латинской Америки и Карибского бассейна”). В Сообщество входят все 33 страны Западного полушария, за исключением США и Канады, и его цель – укрепление региональной независимости и взаимной интеграции стран Латинской Америки. МЕРКОСУР – MERCOSUR (Mercado Común del Sur, «Общий рынок Юга») - экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем (членство приостановлено в июне 2012 г. до апреля 2013 года в связи с “конституционным переворотом”), и Венесуэлой. Цель соглашения выражается в содействии свободной торговли, гибкому движению товаров, населения и валюты стран-участников объединения.

Перевод Олега Ясинского

Поделиться
Ссылка скопирована!