Западное полушарие: Индейцы на тропе борьбы за свои права
15 Октября 2008г.
Эти слова президент Венесуэлы Уго Чавес произнес на церемонии открытия акведука в одном из прежде забытых Богом селений в штате Сулия 12 октября по случаю даты, которая прежде праздновалась как «День открытия Америки», а ныне отмечается в Венесуэле как День индейского сопротивления. Чавес в последние годы не раз затрагивал тему геноцида индейцев, обвиняя в уничтожении коренных индейских народов не только европейских цивилизаторов с «крестом и мечом», но и Соединенные Штаты.
У Вашингтона накопилось много претензий к Чавесу. Среди них –обвинение в том, что он пытается создать «антиимпериалистический индейский фронт» в Западном полушарии, вовлекая в него и коренных обитателей США, которые живут в резервациях Аризоны, Миннесоты, Небраски, Северной и Южной Дакоты, Оклахомы и других штатов.
Индейские активисты из США - постоянные участники форумов, конференций и симпозиумов, которые проводятся в Венесуэле и в других странах Латинской Америки. Для администрации Буша подрывной потенциал этих активистов тем более опасен, что они, по оценкам ЦРУ и ФБР, подвергаются целенаправленному «промыванию мозгов» со стороны «боливарианских комиссаров» Чавеса. Попытка использования «последних из могикан» является якобы одним из элементов зловещего плана «венесуэльского диктатора» по дестабилизации Соединенных Штатов. Поэтому среди директив, которые поступают в резидентуры американской разведки в странах Латинской Америки, не последнее место занимают задания по выявлению доказательной базы «причастности» Чавеса к возрождению прогрессивных индейских организаций в США, их тайного финансирования, подстрекательства к насильственным акциям. Тенденция американских спецслужб выдавать желаемое за действительное в «эпоху Буша» выросла до таких размеров, что не удивительно, если такие «доказательства» с многочисленными автографами Чавеса будут обнаружены. На что не пойдешь ради карьеры и повышения эффективности в разведработе!
А существует ли реально «след Чавеса» в возрождении индейского движения на континенте? Да, существует. Во-первых, это воздействие живого примера, который подает Боливарианская республика Венесуэла в решении индейской проблемы. Права коренных народов в стране не только защищены Конституцией 1999 года, но и обеспечиваются на практике. Подтверждена неприкасаемость исконных зон обитания индейцев. Динамично развиваются индейские общины: выделяются огромные средства на здравоохранение, образование, строительство современного жилья, сохранение автохтонной культуры. Даже небольшие индейские народы имеют сейчас свою письменность, и для них на государственные средства печатаются коммерчески убыточные книги. Где еще можно встретить такое в условиях почти повсеместной рыночной диктатуры? Во время военной службы Чавес некоторое время жил в индейской хижине, во всем разделяя быт, еду, религиозные обряды аборигенов, поэтому он, встречаясь с индейцами, подчеркнуто чтит их традиции.
Немало внимания уделяет Чавес консолидации индейского движения на континенте. Происходит это не под лозунгами подстрекательского характера к дестабилизации демократических правительств, а из-за убежденности в том, что историческая справедливость будет восстановлена.
Индейцам живется тяжело не только в США. В Колумбии тысячи индейцев стали жертвами внутреннего конфликта. Спасаясь от гибели, они бегут в Венесуэлу. Индейцы в мексиканском штате Чьяпас были вынуждены взяться за оружие, чтобы отстоять свои земли и право на жизнь. Сотни тысяч индейцев мапуче (арауканов) борются за свою автономию, но получают от правительства один и тот же ответ: вы ничем не отличаетесь от всех других чилийцев. Именно так отвечали им и во времена диктатуры Пиночета.
В 500-летней борьбе индейцев на континенте есть и оптимистичные прорывы: в Боливии первым индейским президентом за все время существования страны стал представитель племени аймара Эво Моралес. Пытавшиеся помешать его приходу к власти местные олигархи и посольство США потерпели неудачу. И это вдохновляет индейцев на борьбу за власть в других государствах - в Перу, Гватемале, Эквадоре. Не напрасно Чавес, который чутко улавливает своеобразие ситуации в регионе, предложил создать Индо-Андскую федерацию (Federacion Indo-Andina) от Боливии до Карибского моря. Чавес внимательно следит за работой Индейского парламента Америки, само существование которого внушает надежду на ренессанс всех коренных народов Американского континента. Чавес предпринимает шаги по созданию Панамериканского индейского телевидения. Оно обязательно будет - ведь канал TeleSur, ставший реальностью благодаря венесуэльскому президенту, успешно конкурирует с CNN на испанском языке.
На Первом континентальном конгрессе индейцев, который прошел в Венесуэле 8-9 августа 2007 года, главный вопрос повестки дня был сформулирован не без участия Чавеса: «Североамериканский империализм: почему он опасен для индейских народов Абайя Айала?» В словах «Абайя Айала» нет ничего загадочного - именно так коренные жители нынешней Центральной Америки называли континент задолго до прибытия к его берегам экспедиции Христофора Колумба 12 октября 1492 года. Этот день отмечается во многих странах Западного полушария как День Америки, День Расы или даже как День испанской культуры (Ispanidad). Чавес ввел в Венесуэле другое название для этой даты – День индейского сопротивления, – что отозвалось еще большей поддержкой венесуэльского лидера индейцами от Канады до Чили.
Действительно, так ли опасен империализм США для индейцев нынешнего столетия? Ведь факты антигуманного отношения «просвещенных» англосаксов к «туземцам» – дело далекого прошлого: в ходе создания самого мощного государства трудно было обойтись без эксцессов. Консервативные политики и историки США нередко относят к ним геноцид индейцев, используя, конечно, «политкорректную» трактовку тех событий. Мол, во всем были виноваты индейцы, которые не проявили гибкости, не шли на компромиссы, не хотели делиться землей, лесами, реками и озерами, всем тем, что по праву первопроходцев и первообитателей считали своим. По официозным версиям, агрессивность проявляли, в основном, индейцы, белые поселенцы оборонялись, прибегая порой к помощи регулярных войск. Так что никакого геноцида туземного населения, одной из самых позорных страниц в истории человеческой цивилизации, в США просто не было.
Индейцы, загнанные в гетто резерваций, никогда не признавали окончательными итоги силового «перераспределения» своих территорий в пользу «бледнолицых». Под внешней невозмутимостью и отрешенностью они передавали из поколения в поколение завет своих отцов любой ценой восстановить справедливость. Одна из таких попыток была предпринята вождем племени сиу Расселом Минсом. Возглавляемые им соплеменники 27 февраля 1973 года захватили с оружием в руках селение Вундид-Ни в резервации Пайн-Ридж, чтобы отстранить представителей местной коррумпированной власти и «явочным порядком» ввести племенное правление. Более двух месяцев длилось восстание, которое привлекло внимание всего мира. Попытки ФБР скомпрометировать повстанцев, обвинить их в связях с криминальными элементами и коммунизме, оказались бесплодными. Федеральные власти уговорили индейцев сложить оружие. В ходе судебного процесса была доказана несостоятельность обвинений в экстремизме и терроризме. Минс и его соратники вышли на свободу и продолжили борьбу за восстановление законных прав индейских народов на территории США, на этот раз исключительно мирным путем.
Через тридцать лет после Вундид-Ни – 19 декабря 2007 года – представители племени Лакота, и среди них несгибаемый Рассел Минс, объявили о расторжении всех 33 договоров с федеральным правительством («никчемные слова на никчемной бумаге») и о создании независимого индейского государства. «Мы больше не являемся гражданами США, и все, кто сейчас живет в зоне пяти штатов, которые относятся к нашей стране, могут присоединиться к нам», - заявили индейские вожди.
Возникновение «Республики Лакота» может стать началом процесса, который приведет к возникновению других независимых государственных образований на территории США, и, следовательно, к их постепенному превращению в конфедерацию. Появились даже прогнозы, что процесс этот может получить резкое ускорение, если на президентских выборах в США победит ультраправый республиканец Маккейн. Самые радикальные аналитики не исключают, что индейские вожди могут снова взяться за оружие, как это было в Вундид-Ни. По некоторым оценкам, не останутся в стороне индейцы США и в случае агрессивных действий империи против Венесуэлы и других стран Боливарианского проекта – Боливии, Эквадора, Никарагуа...
Побудительной причиной для этого будет не «золото Чавеса» или его «подрывная пропаганда». Просто индейцы в США хорошо научились отличать друзей от врагов. Вот почему в их скромных жилищах в Республике Лакота часто можно увидеть портреты улыбающегося Уго Чавеса и никогда – Джорджа Буша.