Революция оркестров. Венесуэльская "Cистема" живет и побеждает
10 Мая 2018г.
Исходно вся «Система» состояла из Абреу и восьмерых его единомышленников, объединенных мечтой о «музыкальной революции». Ныне это общенациональная ассоциация педагогов–музыкантов, на попечении которой не менее 300 тысяч детей и подростков, 150 молодежных и 70 детских симфонических оркестров, множество ансамблей и хоров по всей стране. И это в условиях тяжелейшего экономического кризиса.
Секрет в том, что Абреу был не только музыкантом, но и блестящим экономистом. Долгие годы он работал консультантом Национального экономического совета, а в 1988 году возглавил министерство культуры Венесуэлы. Именно он придумал схему государственного финансирования «Системы». Большинство ее питомцев — дети из малообеспеченных семей. Государство не только учит и обеспечивает их инструментами, но и платит стипендию, чтобы с самого детства юные музыканты становились кормильцами семьи. Для Абреу это был важный момент — чтобы музыка не только просвещала и одухотворяла, но и кормила, а ребенок–музыкант был маяком, на которого равняются и соседи, и родственники.
Советская система, о которой многие из нас сегодня тоскуют, была устроена принципиально иначе. Она нацеливалась на поиск талантов. Музыкально одаренного ребенка изымали из семьи, помещали в столичную спецшколу и растили «гения», единственным назначением которого было побеждать на конкурсах и прославлять СССР на международной арене. Если же он не дотягивал до заданной планки, его выбрасывали как балласт. Неудивительно, что после такого «обучения» ненависть к музыке оставалась на всю жизнь.
В венесуэльской «Системе» главное — развитие. Абреу верил в то, что классическая музыка развивает умственные и душевные способности ребенка, воспитывает в нем чувство собственного достоинства и человечность.
Но Абреу также верил в преобразующую силу музыки. Он мечтал о том, чтобы симфонические оркестры были в каждой деревне, и верил, что это изменит жизнь целых регионов. Он придумал, как объединять детей в оркестры. Традиционное музыкальное образование было школой одиночества. В «Системе» дети учатся совместному труду.
И отсюда вырос один из лучших музыкальных коллективов мира — Симфонический оркестр имени Симона Боливара. Его всемирная слава началась, когда главным дирижером Молодежного оркестра Венесуэлы стал 18–летний Густаво Дудамель. На гастролях в Лондоне юные оркестранты излучали такую невероятную радость музицирования, что один из критиков написал: «В одночасье они вдребезги разбили миф о том, что классическая музыка адресована элите. Дети рабочих кварталов играли Шостаковича так, как мы никогда не слышали прежде. Внезапно игра в оркестре стала выглядеть невероятно заманчивой, и мысль о музыке как возможном катализаторе социальных сдвигов получила шанс укорениться».
С тех пор прошли годы, оркестр перестал быть молодежным, но радость музицирования осталась. Вспомните наш Концертный оркестр Республиканского музыкального колледжа под управлением Владимира Перлина, и вы поймете, о чем я говорю.
Повзрослел и сам Дудамель, сейчас ему 37 и он дирижер вселенского масштаба. Но он по–прежнему в «Системе», которая его стараниями покоряет все новые и новые страны. Ведь люди везде мечтают о прогрессе и счастье.
https://www.sb.by/articles/revolyutsiya-orkestrov.html
juliaandr@gmail.com