Революция оркестров. Венесуэльская "Cистема" живет и побеждает

Юлия Андреева // Беларусь Сегодня
10 Мая 2018г.
Густаво Дудамель и Хосе Антонио Абреу
В разгар наших дебатов о том, как обеспечить детей музыкальными инструментами, в Венесуэле на 79–м году жизни скончался один из выдающихся музыкальных просветителей современности — Хосе Антонио Абреу. За заслуги перед человечеством он в 2012 году был номинирован на Нобелевскую премию мира. Премию тогда получил Европейский союз, но честнее было бы отдать ее Абреу. Хотя бы потому, что созданная им уникальная система музыкального образования, которая так и называется El Sistema, за 43 года своего существования спасла от нищеты, наркомании и преступности сотни тысяч, если не миллионы венесуэльских детей.

Исходно вся «Система» состояла из Абреу и восьмерых его единомышленников, объединенных мечтой о «музыкальной революции». Ныне это общенациональная ассоциация педагогов–музыкантов, на попечении которой не менее 300 тысяч детей и подростков, 150 молодежных и 70 детских симфонических оркестров, множество ансамблей и хоров по всей стране. И это в условиях тяжелейшего экономического кризиса.


Секрет в том, что Абреу был не только музыкантом, но и блестящим экономистом. Долгие годы он работал консультантом Национального экономического совета, а в 1988 году возглавил министерство культуры Венесуэлы. Именно он придумал схему государственного финансирования «Системы». Большинство ее питомцев — дети из малообеспеченных семей. Государство не только учит и обеспечивает их инструментами, но и платит стипендию, чтобы с самого детства юные музыканты становились кормильцами семьи. Для Абреу это был важный момент — чтобы музыка не только просвещала и одухотворяла, но и кормила, а ребенок–музыкант был маяком, на которого равняются и соседи, и родственники.

Советская система, о которой многие из нас сегодня тоскуют, была устроена принципиально иначе. Она нацеливалась на поиск талантов. Музыкально одаренного ребенка изымали из семьи, помещали в столичную спецшколу и растили «гения», единственным назначением которого было побеждать на конкурсах и прославлять СССР на международной арене. Если же он не дотягивал до заданной планки, его выбрасывали как балласт. Неудивительно, что после такого «обучения» ненависть к музыке оставалась на всю жизнь.

В венесуэльской «Системе» главное — развитие. Абреу верил в то, что классическая музыка развивает умственные и душевные способности ребенка, воспитывает в нем чувство собственного достоинства и человечность.

Но Абреу также верил в преобразующую силу музыки. Он мечтал о том, чтобы симфонические оркестры были в каждой деревне, и верил, что это изменит жизнь целых регионов. Он придумал, как объединять детей в оркестры. Традиционное музыкальное образование было школой одиночества. В «Системе» дети учатся совместному труду.

И отсюда вырос один из лучших музыкальных коллективов мира — Симфонический оркестр имени Симона Боливара. Его всемирная слава началась, когда главным дирижером Молодежного оркестра Венесуэлы стал 18–летний Густаво Дудамель. На гастролях в Лондоне юные оркестранты излучали такую невероятную радость музицирования, что один из критиков написал: «В одночасье они вдребезги разбили миф о том, что классическая музыка адресована элите. Дети рабочих кварталов играли Шостаковича так, как мы никогда не слышали прежде. Внезапно игра в оркестре стала выглядеть невероятно заманчивой, и мысль о музыке как возможном катализаторе социальных сдвигов получила шанс укорениться».

С тех пор прошли годы, оркестр перестал быть молодежным, но радость музицирования осталась. Вспомните наш Концертный оркестр Республиканского музыкального колледжа под управлением Владимира Перлина, и вы поймете, о чем я говорю.

Повзрослел и сам Дудамель, сейчас ему 37 и он дирижер вселенского масштаба. Но он по–прежнему в «Системе», которая его стараниями покоряет все новые и новые страны. Ведь люди везде мечтают о прогрессе и счастье.

https://www.sb.by/articles/revolyutsiya-orkestrov.html

juliaandr@gmail.com
Поделиться
Ссылка скопирована!