Куба: на пути «актуализации»
26 Июля 2012г.
Между тем выступление Фиделя Кастро и его товарищей против диктатуры американского ставленника Фульхенсио Батисты положило начало массовой партизанской борьбе, которая переросла в народную революцию. 1 января 1959 года повстанческая армия заняла Гавану. Новое кубинское руководство приняло курс на социалистическое строительство, а 26 июля стало национальным праздником кубинского народа.
На победу кубинской революции Вашингтон, всегда рассматривавший Кубу в качестве своей «неформальной» колонии, ответил экономической блокадой и политическим давлением. Не чурались американцы использования оружия и диверсий. 17 апреля 1961 года последовала высадка проамериканского десанта в Плайя-Хирон (бухта Кочинос на южном берегу острова) с целью свержения правительства Фиделя Кастро.
Американцами были высажены основные силы специально сформированной «бригады 2506» (4 пехотных, танковый и воздушно-десантный батальоны, дивизион тяжёлой артиллерии и спецподразделения - всего 1500 человек). Бригада была укомплектована наёмниками, в основном из кубинских контрреволюционеров-эмигрантов, завербованными, подготовленными и снаряжёнными ЦРУ США. Вторжение осуществлялось под прикрытием кораблей и авиации США.
Однако планы интервентов были сорваны решительными действиями бойцов народной милиции, частей Повстанческой армии и курсантов школы народной милиции, которыми руководил Фидель Кастро. Из 1350 интервентов, высадившихся на берегу бухты Кочинос, 1173 оказались в плену, остальные уничтожены.19 апреля (всего за 72 часа) контрреволюционеры были полностью разбиты. Уже в наше время Фидель Кастро говорил, что «после победы Революции в 1959 году ни одно событие не было таким ярким в судьбе кубинского народа, как сражение на Плайя-Хирон».
Фидель Кастро при этом, как и положено выдающемуся революционеру и мыслителю, скромно промолчал, что немалое внимание американцы уделили и ему. Между тем, долгие годы американские спецслужбы буквально охотились за ним, устроив 638 покушений на его жизнь.
Успехи в строительстве новой жизни у кубинцев есть, и немалые. В 1960-85 гг. экономика росла темпами 3,1% в год против 1,8% в целом по Латинской Америке. Но когда СССР рухнул, Куба пережила настоящую катастрофу. С 1989-го по 1993 г. ВВП упал на 35%, внешнеторговый оборот сжался в 30 раз. Однако благодаря жестким мерам страна выстояла. Затем началось восстановление экономики, возобновился экономический рост, и очень высокими темпами: 2004 г. - 5%, 2005 - 11,8%, 2006 - 12,5%, 2008 г. - 4,3%.
В кризисном 2009 г., в условиях неблагоприятной внешней конъюнктуры и после серии разрушительных ураганов, нанесших урон в 20% ВВП, рост замедлился до 1,4%. В 2010 году ВВП увеличился на 1,5%, а в 2011 году – на 2,7%.
Исторические факты
Сегодня, когда критически высказываются о Кубе, часто в качестве примера ссылаются на относительно невысокий жизненный уровень кубинцев, малое количество автомобилей в личном пользовании, отсутствие роскошных вилл в пригородных районах и т.д. Но почему-то не любят вспоминать о том, как страна жила до победы революции.
Вот свидетельство Джона Кеннеди, того самого, который отдал распоряжение о высадке на Плайя-Хирон, а затем сожалел о содеянном: «… не было в мире страны, где бы нищета, экономическая колонизация, эксплуатация и унижение были бы худшими, чем те, которые испытывала Куба, вследствие политики моей страны во времена режима Батисты». Аугусто Пиночет, который побывал на Кубе в середине 50-х годов, т.е. в то время, когда еще не помышлял о роли палача чилийского народа, отмечал, что «в стране творился кавардак».
Картина экономики Кубы в дореволюционное время только подтверждает справедливость слов Кеннеди. Куба являлась страной с аграрной, монокультурной (сахар) экономикой. Доля сахара в экспорте превышала 80%, а в национальном доходе - 23%. Экономика была подчинена американскому капиталу. В 1958 году американцам принадлежало 40% сахарной промышленности, 90% животноводческих хозяйств, 90% шахт и рудников, вместе с «Роял датч Шелл» все нефтеперерабатывающие предприятия, 43% железных дорог, 90% в электрических и телефонных кампаний, 50% сферы обслуживания, не менее четверти всей обрабатываемой земли.
Как и в других странах Латинской Америки, на Кубе существовала латифундная система землевладения. Число хозяйств — 160 тыс., из них на долю 1,5% крупных хозяйств (площадью более 500 га) приходилось 47% земельных владений, а на 84,4% хозяйств площадью менее 3,75 кабальерий (50,36 га ) — 19,9%. Отсюда следовала поразительная нищета большинства населения острова, болезни, колоссальная смертность, отсталость, неграмотность и забитость. Достаточно сказать, что в 1953 году больше пятой части населения было неграмотно. Только чуть более 3% кубинцев имели среднее образование.
Необходимость перемен
За годы социалистического строительства Куба неузнаваемо изменилась. Блестящие достижения кубинцев в области образования, здравоохранения, фармацевтики, биотехнологий на слуху у всего мира. По индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП), Куба, занимая 51-е место, относится, согласно классификации ООН, к числу стран с «высоким ИРЧП».
Здесь можно лишь заметить, что Россия и Украина, возвратившись в «цивилизованный мир», то есть реставрировав капитализм, в этой «табели о рангах» занимают только 65-е и 69-е места, соответственно.
Результат Кубы вполне закономерный, поскольку основные средства госбюджета направляются на образование (13,6% ВВП в 2008-м), здравоохранение (11,8% ВВП в 2009-м), на поддержку материнства и детства. Даже после прекращения советской помощи эти сферы не только выжили, но заработали еще лучше. Куба, кстати, единственная в Латинской Америке страна, где нет детского недоедания. Между тем 5% недоедающих в мире детей проживают (где бы вы думали?) в сытой «старой» Европе.
Многие достижения кубинцев в гуманитарной области сейчас получили распространение во всем мире. Например, кубинский метод обучения грамотности «Да, я могу». Педагог и исследователь Леонела Релис создала метод, который визуально объединяет арифметический и буквенный ряд. С 2001 года он постепенно вошёл в практику обучения. Сейчас уже изданы сборники задач и 65 видео-уроков на разных языках мира. Методика очень результативна: чтению и письму можно обучиться всего за три месяца. В отдельных случаях бывает достаточно и одного месяца, чтобы освоить знания.
Куба же, в отличие от нас, остаётся социалистической страной. По крайней мере, в том смысле, под которым мы сегодня социализм понимаем. Ибо до общества «практического гуманизма», о котором писал молодой Карл Маркс, ещё очень и очень далеко. Оно, разумеется, будет построено. Скорее всего, прорыв случится по Марксу – сразу в группе стран с наиболее развитыми производительными силами, которые не могут двигаться дальше в рамках старых общественных отношений.
Собственно, это мы и видим на примере нынешнего финансово-экономического кризиса. Начиная с 2008 года, правительства западных стран задействовали весь арсенал методов, накопленный за пять столетий существования капитализма, – от жестокого подавлений протестов до нулевой ставки ссудного процента в духе новейшего неолиберализма и неокейнсианства, одновременно. Тем не менее, кризис продолжает углубляться, напоминая власть имущим, что идея того или иного «вечного Рима» как была, так и остаётся утопией.
Происходящие в отживающем мире капитализма процессы не только не отрицают, а, наоборот, поощряют социальные эксперименты первопроходцев нового строя, которые, говоря словами великого русского мыслителя Ивана Ефремова, идут по «лезвию бритвы», убедительно доказывая, что и в условиях недостаточного развитых производительных сил можно сделать необыкновенно много для решения насущных социальных проблем.
Но перед человеком нового общества встаёт неизбежная необходимость дисциплины желаний, мысли и воли. Еще тысячелетия тому назад древние греки говорили: «метрон — аристон», то есть самое высшее это мера. Основа подлинной цивилизованности — это ощущение меры во всём. С возрастанием уровня культуры огромным достижением человека становится счастье помощи другому, истинной радости труда по призванию, зажигающего душу.
С одной стороны, подобная точка зрения на исторический процесс является вполне справедливой, в том числе и для Кубы. С другой, - надо видеть и понимать непростой опыт острова Свободы. С учётом того, что далеко не все люди готовы следовать по «лезвию бритвы», не получив при этом, как им кажется, достаточных социальных (и материальных) бонусов, кубинской власти пришлось обратиться к реформированию общества, стараясь сохранить при этом основы реального социализма.
Надо признать, что кубинцы, в отличие от китайцев, никогда не говорят, сколько продлится у них переходный период, или, когда они создадут собственный «сяокан» (среднезажиточное общество) и т.д. Они просто ищут пути повышения эффективности нового строя, подразумевая под таковой не только рост жизненного уровня вообще, но и включённость каждого человека в процесс преобразования общества и строительства нового мира.
В этом их несомненная сила. Но нельзя не замечать и возникших проблем. Невероятный не только по меркам Латинской Америки, но и всего мира, гуманизм государства в том, что касается удовлетворения главных жизненных потребностей каждого кубинца, столкнулся с ростом потребительских настроений и гражданской пассивностью немалого количества представителей тех двух поколений, которые родились и выросли после диктатуры Батисты. После распада СССР и временного отступления реального социализма, когда источники бескорыстной внешней помощи Кубе резко сократились, подобные настроения только усилились.
Политика актуализации
Приступив к преобразованиям, кубинцы предпочитают избегать самого слова «реформа», поскольку оно часто звучало в Советском Союзе перед тем, как он распался, а на смену «развитому социализму» во всех постсоветских странах пришел вполне «дикий капитализм», который за последние 20 лет, похоже, одичал еще больше.
Вместо «реформы» на Кубе в ходу иной термин – «актуализация». В апреле 2011 года VI съезд Компартии Кубы утвердил главный программный документ актуализации - проект «Направлений социальной и экономической политики», который позже был ратифицирован парламентом. Направления предусматривают масштабные социально-экономические преобразования. Но при этом основные ресурсы и средства производства остаются в руках государства.
Сейчас на Кубе насчитывается примерно 350 тыс. мелких и средних предпринимателей. Они задействованы, в основном, в туристической, гостиничной и пищевой отраслях. В городах появились небольшие рынки, где можно приобрести одежду и хозяйственные товары первой необходимости. Открываются частные мастерские, парикмахерские, ателье и кафе, увеличивается количество частных такси. На очереди - создание оптовых баз для торговцев продуктами питания. Помимо того, государство берет на себя кредитование фермеров и арендаторов земли.
С октября 2011 г разрешено свободно покупать, дарить и продавать транспортные средства, передавать их в дар без предварительного разрешения властей, иметь более одного автомобиля. Можно также покупать и продавать квартиры, оставлять жилье родственникам в случае отъезда на постоянное место проживания за границу.
Политика актуализации требует большой взвешенности в действиях. В обществе, которое в течение десятилетий не знало, что такое имущественное расслоение, разница в доходах воспринимается болезненно. С другой стороны, активизируются частнособственнические настроения. Одни уже мнят себя скорыми латифундистами, вторые видят себя владельцами «свечных заводиков» и т.д. Но и жить по старому, как считают местные экономисты, тоже нельзя.
Ведь, помимо бед от вездесущей бюрократии, коррупции, особенно характерных для Латинской Америки, и уравнительных настроений, экономика Кубы продолжает страдать от блокады со стороны США. Куба не может использовать в обращении доллар. Любой товар, содержащий 10% кубинского продукта, не может продаваться в США. Ущерб от блокады кубинцы оценивают в 975 млрд. долларов (с учетом обесценивания американской валюты за последние 50 лет).
В конце января 2012 года Компартия Кубы впервые провела национальную партийную конференцию. Ее задачей было дать жизнь тем направлениям развития, которые определил съезд партии, обеспечив социалистическую направленность развития Кубы и направляющую роль партии. Ведь в условиях, в которых существует Куба, буквально «сжатая» финансовой и торгово-экономической блокадой и вынужденная постоянно противостоять агрессивной политике Белого дома, в таких условиях, как сказал Рауль Кастро, «нельзя расслабиться, иначе нас просто съедят». Но он также подчеркнул, что и при однопартийной системе необходимо максимально расширить процесс демократизации внутри самой партии и в обществе.
* * *
О будущем мы можем судить, исходя из ныне существующих тенденций общественного развития. Если учесть, что ныне пока еще господствующий строй начинает отрицать сам себя из-за своей античеловеческой сущности, становится очевидным, что на смену ему придет общество, в котором гуманизм станет лейтмотивом развития. Как очевидно и то, что в мире будущего достойное место должно принадлежать кубинскому народу, который, несмотря на все трудности и сложности современного общественного бытия, стойко продолжает нести знамя человечности.