Куба меняет гнев на милость
Александр АГАМОВ
В сентябре 2000 года Куба приняла беспрецедентное решение: разрешить двум американским медийным структурам открыть свои корпункты на Острове Свободы. Первопроходцами стали Dallas Morning News и Tribune Company. Последняя, кстати, является в США третьей по величине газетной группой, объединяющей 11 печатных изданий, в том числе такие газеты, как Chicago Tribune, Los Angeles Times, Newsday и Baltimore Sun. Нельзя сказать, что вышеупомянутые издания – самые первst из западных СМИ на Острове Свободы: в 1997 и 1998 годах аккредитацию здесь получили информагенства CNN и Associated Press (последняя ушла с острова в 1969 году). Многие полагают, что лидер Кубы Фидель Кастро тщательно выбирает, кого следует приглашать, а кого нет. С 1997 года аккредитации дожидается другое американское агентство ABCNews, а также New York Times. Предпочтение, оказанное кубинскими властями, имеет свое объяснение: Dallas Morning News уже не один год сохраняет связи с кубинским официозом, а одно из изданий концерна Tribune, газета Sun Sentinel, известна неласковым отношением к антикастровской оппозиции. Dallas Morning News в 1998 году опубликовала серию репортажей, названных "Куба в эволюции", которые, в отличие от обычной антикастровской риторики, заполняющей североамериканские СМИ, выглядели сбалансированными и непредвзятыми. Фидель Кастро, традиционно относящийся к западной прессе с подозрением, не мог этого не оценить. Кроме того, у кубинцев присутствует и здравый экономический интерес: они рассматривают тот же штат Техас (где издается Dallas Morning News) важным как регион, который может сыграть для Кубы важную роль после снятия экономического эмбарго.
Большая часть комментаторов в США полагают, что приглашение североамериканских СМИ на Кубу – в большой степени пропагандистская акция. Возможно даже, что материалы кубинских корпунктов будут тщательно проверяться властями на предмет крамолы. Представители прессы, допущенной на Кубу, отрицают наличие каких-либо условий своего сотрудничества с официальной Гаваной, однако мало кто сомневается в наличии таковых.
Последним корпунктом масс-медиа США на Острове Свободы было гаванское бюро газеты The New York Times, закрывшееся в начале 60-х.
При всех "но" потепление отношений между непримиримыми противниками налицо. Летом этого года Конгресс США ослабил режим экономической блокады Кубы, разрешив экспортировать на остров продукты питания и лекарства, а также позволив американцам посещать Кубу. Пару недель назад американский Госдеп выдал визы на въезд семерым кубинским юристам, приехавшим в Вашингтон на встречу с конгрессменами. А в начале сентября все информационные агентства мира сообщили об историческом рукопожатии Билла Клинтона и Фиделя Кастро, прибывшего в Нью-Йорк на "Саммит тысячелетия" и столкнувшегося с американским президентом где-то в кулуарах. Кстати, именно в это время прибывший вместе с Кастро в Нью-Йорк министр иностранных дел Кубы Фелипе Перес Роке договаривался с главой империи Tribune Джоном Мэдиганом и издателем Dallas Morning News Бэрлом Озборном о допуске их СМИ на Остров Свободы.
Как известно, Президент России намерен в скором времени посетить Кубу: соответствующее приглашение было им получено еще в начале этого года. Куба до сих пор представляется России важным союзником, и совсем не потому, что она социалистическая, или кастровская. Дело в ином. За десятилетия "холодной войны" двумя государствами был накоплен солидный опыт партнерства как в экономических областях, так и в военных. На Острове Свободы близ города Лурдес находится российская радиолокационная станция слежения, в которую все эти годы Москва не забывала вкладываться. Что касается экономической составляющей, то она осталась прежней, как и в советские времена – наша нефть в обмен на кубинский сахар-сырец. Вопреки мнению многих дилетантов эпохи "перестройки", Россия (как и СССР) испытывала и испытывает недостаток в кубинском сахаре. Кроме того, в России часть производства завязана на переработке сахара-сырца, что вписывается в сезонный цикл снабжения предприятий сырьем: когда иссякает отечественная сахарная свекла, заводы загружаются кубинским сахаром-сырцом, что сохраняет производству необходимый непрерывный ритм.
Другое дело, что прошли времена взаимозачетов (нефть в обмен на сахар) по демпинговым ценам, а отнюдь не богатой Кубе сложно платить за "черное золото" по мировым ценам. Решением этих проблем, видимо, и займется Владимир Путин во время своего визита в Гавану. России чрезвычайно важно закрепить (или укрепить) свое влияние в таких проблемных регионах, как Куба. Когда пацифистки настроенная публика кричит: "Как можно дружить с Хуссейном, Кастро, Ким Сен Иром", она забывает, что диктаторы смертны, а интересы страны, как учит нас английская дипломатия, всегда неизменны. Американцы, так же как и европейцы, с большим удовольствием вторгнутся в экономическое пространство тех же Ливии, Кубы или Северной Кореи, когда произойдет неизбежное: падение местных авторитарных режимов. И нам очень важно не опоздать в соблюдении своих интересов – и экономических, и геополитических. (Утро.ru)
|