Ветеран кубинских спецслужб объяснил, есть ли надежда на возобновление переговоров Москвы и Киева по урегулированию вооружённого конфликта на Украине и назвал спецслужбы, ответственные, по его мнению, за диверсии на "Северных потоках".
— Сеньор Перси, двенадцать месяцев назад началась российская военная спецоперация на Украине. Военные действия продолжаются, и позиции сторон выглядят непримиримо. Как вы считаете, может ли конфликт быть решён за столом переговоров и что для этого должно произойти?
— Накануне годовщины начала военных действий между Россией и Украиной я считаю, что, какими бы непримиримыми не были позиции сторон, необходимо начинать серьёзные мирные переговоры между правительствами этих стран. И это должны быть исключительно двусторонние переговоры, без вмешательства США и ЕС. Перед началом переговоров необходимо создать по текущей линии фронта демилитаризованную зону, и открыть гуманитарные коридоры для населения.
— Но переговоры между российской и украинской делегациями уже происходили весной прошлого года, а затем киевский режим отказался от их продолжения. Более того, в октябре того же года Зеленский подписал декрет, запрещающий властям Украины (то есть самому себе) вести переговоры с РФ, пока её возглавляет Путин. То есть возможность двусторонних переговоров в настоящее время заблокирована...
— Киев отказывается от переговоров, поэтому необходимо давление международного сообщества в пользу их возобновления. Тут должны проявить себя страны, заинтересованные (в отличие от США и стран ЕС) в прекращении конфликта. По моему мнению, могла бы начать действовать "Группа-77" ( межгосударственная организация развивающихся стран; её членами в настоящее время являются 134 государства — ред.).
— Что может сделать Россия для того, чтобы американское общественное мнение сдвинулось в сторону неприятия вмешательства Вашингтона в конфликт на Украине?
— России необходимо влиять не только на американское, но и на европейское общественное мнение, разъясняя причины конфликта и его предысторию. В условиях кампании по сатанизации России, которую проводят основные международные, и в первую очередь, американские СМИ, следует действовать через альтернативные медиа и способствовать поездкам серьёзных журналистов в зону конфликта, чтобы они могли рассказать миру о том, что действительно происходит в зоне конфликта.
— Но западные журналисты из основных СМИ потеряют работу, если поедут освещать конфликт со стороны России и будут публиковать честные репортажи. Что касается альтернативных СМИ, можете ли вы назвать какие-нибудь из них, которым можно было бы предложить поездки в зону конфликта?
— Многие видные интеллектуалы и журналисты объединены в "Сеть интеллектуалов, артистов и социальных движений в защиту человечества", в этом движении участвуют такие известные деятели, как [аргентинский социолог] Атилио Борон, [американский лингвист, историк и философ] Ноам Хомский, [проживающий во Франции испанский писатель и журналист] Игнасио Рамонет. Думаю, что имело бы смысл рассмотреть возможность поездки в зону спецоперации некоторых журналистов, участвующих в работе этого объединения.
— Как нам известно, данное объединение возникло по инициативе мексиканских и кубинских интеллектуалов, и в его составе много латиноамериканцев. В связи с этим можно вспомнить, что в США насчитывается, по последним данным, около 60 миллионов людей латиноамериканского происхождения, и многие из них интегрированы в жизнь страны: хорошо владеют английским языком, имеют родственников и друзей за пределами испаноязычной общины, участвуют в выборах. Можно ли повлиять на неё через латиноамериканские СМИ?
— Да, СМИ и интеллектуалы Латинской Америки оказывают влияние на настроения латиноамериканской общины в США. В качестве примера газет, которым могло бы быть интересно происходящее в зоне конфликта, упомяну мексиканскую газету La Jornada и аргентинскую Página 12, это весьма объективные издания. Важно, чтобы журналисты таких СМИ могли бы оказаться там и своими глазами увидеть конкретную ситуацию. России, по моему мнению, следует проводить терпеливую работу с латиноамериканскими журналистами, и таким образом можно будет повлиять на мнение латиноамериканской общины в США.
— По вашему мнению, станет ли когда-нибудь точно известно, кто именно стоит за диверсией на газопроводах "Северный поток" и "Северный поток-2"?
— Некоторые журналисты в США уже назвали ответственных за взрывы. По моему мнению, план диверсии был разработал гораздо раньше начала военных действий между Россией и Украиной, его целью было прервать поставки российского газа в Европу, чтобы сделать её зависимой от американского сжиженного газа. С точки зрения планирования и исполнения это была типичная "чёрная" секретная операция, о которой не был проинформирован конгресс США, но знал президент страны. Считаю, что она была осуществлена Разведывательным управлением министерства обороны США (DIA) при участии Центрального разведывательного управления (ЦРУ) и спецслужб некоторых европейских стран, в частности Дании и Великобритании.