Notcoin — будущий дроп от TON/Telegram

Молодёжь Чили проголосовала за радикальную смену курса страны

Оскар Гуардиола-Ривера//Guardian//http://www.liva.com.ua
22 Ноября 2013г.
Прошедшие на днях в Чили выборы имеют существенное значение, как на региональном, так и на глобальном уровне.

Левоцентристский кандидат Мишель Бачелет набрала на них практически вдвое больше голосов, чем её основная соперница Эвелин Маттеи из ныне правящего правого «Альянса за Чили». Хотя Мишель Бачелет, бывшей уже президентом с 2006 по 2010, и предстоит ещё пройти второй тур выборов, но, скорее всего она на них победит. А тем временем новое поколение студенческих лидеров (наиболее известной из которых является 25-летняя Камила Вальехо – один из лидеров студенческого восстания 2011-го) – прошло в Конгресс в составе коалиции, возглавляемой Мишель Бачелет. Именно это молодое поколение политических деятелей намерено радикально изменить сам курс развития страны. Они разбивают господствовавшие ранее мифы о взаимоотношении между политикой и экономикой (как на региональном, так и на глобальном уровне).

А тем временем в Чили правое правительство Себастьяна Пиньеры пытается понять, как же могло такое произойти, что после четырёх лет экономического роста, фискальной дисциплины и низкого уровня инфляции (что многие считают критериями успешности) чилийцы не соизволили избрать его на второй срок. Некоторые журналисты уже начали истошно кричать о «безответственных» чилийцах, проголосовавших не так, как надо было. Другие говорят о том, что консерваторы «не смогли обратить успешность действий правительства в политический успех». Столь резонансное поражение правых, однако, не является лишь следствием их неспособности справиться с разочарованием среднего класса. Уже достаточно давно масса чилийцев отвергает саму экономическую модель, которую Пиньера, Маттеи и их сторонники по всему миру по-прежнему пытаются проталкивать, предполагая, что определенные перемены (переход к демократии, соблюдение прав человека и т.д.), если и можно осуществлять, то лишь не затрагивая при этом саму «модель».

Собственно, «моделью», которая так и осталась неизменной, чилийцы называют экономический и авторитарный истеблишмент, возникший в годы пиночетовской диктатуры, а также тот миф, который поддерживает его существование. В основе этого чилийского мифа лежат террор и насилие, последовавшие за свержением Сальвадора Альенде в 1973-м году, а также стремление уничтожить память чилийцев и подавить их надежды на лучшее. И это прекрасно осознают граждане страны – в особенности молодёжь. Они развеяли все эти благодушные теории о том, что если экономике хорошо, то, значит, и всем хорошо. И аргументы чилийской молодёжи весьма просты: чилийская экономическая модель обогащает лишь немногих, а всем остальным она несёт лишь несчастья. В Чили 5% самых богатых получают в 257 раз больше, чем 5% беднейших слоев населения. Система высшего образования приватизирована, и стоит высшее образование здесь очень дорого. Родители студентов влезают в огромные долги, а их детям затем весьма сложно начать собственную семейную жизнь, не говоря уже о том, что перспективы на будущее для них весьма не обнадеживающие.

Таким образом, у чилийской молодёжи есть своя политическая программа: бесплатное высшее образование и замена написанной во времена Пиночета конституции на новую – созданную народной ассамблеей. Некоторые из студентов желают провести ренационализацию. Однако в целом восстание, вспыхнувшее в Сантьяго в 2011-м, было направлено не просто против той или иной политики – это было восстание против «исторического принуждения» - против такого положения вещей, когда, что бы ты ни делал, ничего, по сути, в итоге не меняется.

Камила Вальехо уже заявила, что новое правительство не будет повторением всё того же погрязшего в компромиссах правительства «Консертасьон» (левоцентристской коалиции), которое побеждало на выборах на протяжении 20 лет – с момента окончания правления военных в 1990-м и до прихода к власти Пиньеры в 2010-м. Значительная часть избирателей откликнулась на призыв студентов созвать новую конституционную ассамблею.

К власти в Чили приходит новое поколение политических деятелей, что придаёт ещё большую легитимность дальнейшим реформам. Такого рода тенденции имеют существенное значение для всего региона – они означают, что, хотя первая волна левых Латинской Америки (в Венесуэле и Аргентине) и заходит в определённый тупик, но за ней надвигается ещё более сильная волна левых, и поднимается она, что весьма неожиданно, уже в консервативной Чили, ультра-консервативной Колумбии и умеренной Бразилии. В глобальном же смысле эти тенденции звучат похоронным звоном по догме, утверждающей, что экономика определяет одобрение народа, а не наоборот. Иными словами, вновь настало время народа.

Перевод Дмитрия Колесника
Поделиться
Ссылка скопирована!