Калининград. Янтарная мафия.

Нил Никандров - https://www.fondsk.ru
5 Февраля 2010г.
Калининград. Янтарная мафия.
В ювелирных магазинах и сувенирных лавках Латинской Америки я ни разу не видел янтарных изделий из Калининграда. Зато в изобилии был представлен «солнечный камень из Польши». В Аргентине, Бразилии, Чили, Коста-Рике и Мексике, в любой стране на континенте, куда меня заносила журналистская судьба, на вопрос продавцам «Откуда янтарь?» мне неизменно отвечали: «Это польский товар». Бусы, янтарные браслеты, чётки, миньоны, курительные трубки, стилизованные под старину портсигары и многие другие изящные вещицы имели этикетки «Made in Poland».

Только раз - в Доминиканской республике – в одном из сувенирных магазинов, обслуживающих богатых туристов с круизных судов, я услышал иной ответ: «Это наш национальный камень, лучший в мире!» Действительно, в Доминикане есть свой янтарь, и небольшой потенциал его добычи используется местными предпринимателями по максимуму. Янтарный бизнес рентабелен и потому чужаков стараются в него не допускать. Платные «эксперты» настойчиво распространяют легенды об уникальности доминиканского янтаря, а также о том, что в Санто-Доминго находится самый представительный музей этого камня. Я побывал в нём, и могу сказать, что его экспонаты ни в какое сравнение не идут с великолепной экспозицией «Музея Янтаря» в Калининграде, хотя патриотизм доминиканцев вызывает, конечно, уважение.

Что происходит с калининградским янтарём? Почему область, на территории которой находятся главные мировые резервы «солнечного камня» (до 90%!), почти не фигурирует на международном рынке янтарной продукции, довольствуясь ролью поставщика «сырца» в Польшу (главный потребитель), Литву, Германию, Китай и скандинавские страны? Почему калининградские власти за два минувших десятилетия так и не использовали «золотую жилу» фактически монопольного обладания янтарными сокровищами, которых хватит на долгие годы интенсивной эксплуатации? Почему процветает нелегальный вывоз «балтийского самоцвета» за границу, а «янтарной столицей мира» считается польский город Гданьск, где и находится сейчас янтарная биржа?

Калининградский янтарный комбинат был создан в 1947 году на месте бывших восточно-прусских разработок Пальмникенского (Приморского) месторождения. Карьер «Пальмникенское» и сопутствующие ему месторождения расположены в окрестностях посёлка «Янтарный» на побережье Балтийского моря. Содержание янтаря в кубометре породы — голубой глины — колеблется от 300 до 500 граммов. В других регионах мира этот показатель не превышает 90 граммов на кубометр. В 1994 году на янтарном руднике было добыто 760 тонн сырца, в 2005 — около 240 тонн, в 2009 – 341 тонна. По разным экспертным оценкам, месторождение можно разрабатывать не менее 100-150 лет, если ежегодно добывать по 200-250 тонн.

С начала 90-х годов минувшего столетия мафиозные структуры плетут заговоры вокруг калининградского янтаря, добиваясь установления полного контроля над его месторождениями. Именно в «лихие девяностые» Калининградский янтарный комбинат оказался в эпицентре мафиозных разборок, которые, по большому счёту, продолжаются до сих пор. Хроника криминальных событий вокруг комбината свидетельствует, что в борьбу были втянуты и отдельные «заинтересованные» представители федеральных властей, и теневые боссы польского янтарного бизнеса.

Безнаказанность приводила к тому, что «мафиозный янтарь» вывозился с территории комбината по липовым документам, а «левое» сырьё, подготовленное к отправке, хранилось в тайниках прямо на комбинате. Сотни килограммов отборного янтаря уходили по теневым каналам за рубеж. На все потенциальные угрозы мафия отвечала традиционно. В карьерах не раз находили трупы с фирменным контрольным выстрелом в голову. Работники комбината были запуганы. Сторожевая служба сотрудничала с преступниками, а правоохранительные органы занимали выжидательную позицию, поскольку в борьбе за комбинат и янтарные месторождения участвовали столь влиятельные персонажи российского и областного «истэблишмента», что ввязываться в «янтарную конфронтацию» было опасно для жизни. На контрабандном калининградском сырье сформировался и окреп янтарный рынок Польши и Литвы. А комбинат медленно умирал: с его банковских счетов целенаправленно выкачивались финансовые средства. Таяли нули в рубрике – «доходы». Было уничтожено собственное ювелирное производство.

В 1993 году комбинат был приватизирован, но, в связи с многочисленными нарушениями процедуры, суд принял решение о признании итогов приватизации недействительными. Эта попытка криминальной приватизации комбината стала одной из самых позорных страниц в истории области.

Катастрофическое падение доходов и отсутствие инвестиций в производство поставили предприятие на грань банкротства. В 2003 году арбитражный суд принял решение о введении внешнего управления комбинатом. Только таким образом федеральным властям удалось поставить крест на попытках очередной - «ползучей» - приватизации янтарной отрасли.

Чтобы вдохнуть новую жизнь в предприятие, его реформированной администрации пришлось решать множество задач: нейтрализация криминала, модернизация оборудования, подготовка новой ресурсной базы. Особенно трудоёмким было восстановление рыночных позиций, которые не без помощи «коллаборантов» в анклаве (деньги не пахнут, а большие деньги тем более!) были захвачены польскими и другими «конкурентами».

Огромных усилий потребовала «зачистка» криминальных структур, действовавших непосредственно на комбинате. Была фактически с нуля создана современная система охраны: по периметру предприятия и карьеров построили ограждения высокой надёжности, ввели дополнительные контрольные посты, в цехах и на территории установили камеры наблюдения. Казавшаяся безвыходной ситуация стала постепенно преодолеваться.

На попытки вывести комбинат из кризиса янтарная мафия ответила провокациями и контратаками, пытаясь любой ценой заблокировать конструктивную деятельность нового руководства. В СМИ была развёрнута ожесточённая кампания по его дискредитации. Параллельно «чёрному пиару» мафия использовала «административный ресурс» и «прикормленных» людей в правоохранительных органах, которые терзали янтарный комбинат бесчисленными проверками и ревизиями. С 2003 года по 2006 год их было не менее 60. Но существенных нарушений, в первую очередь финансовых, выявлено не было.

Наивно считать, что на комбинате удалось перерубить все мафиозные щупальца. Преступники стали действовать изощрённей, приобретая сообщников с помощью подкупа, шантажа, угроз физической расправы. В условиях перманентных финансово-экономических проблем области, порождающих безработицу, коррупционные схемы, как правило, срабатывают безотказно. На фоне «пира во время чумы», которому бесстыдно предаются в небольшой по размерам области высокомерные «собственники», мафиозные «padrinos» и влиятельные чиновники - главная опора нынешней неолиберальной власти, - затырканному жизнью рядовому калининградцу трудно удержаться от соблазна «выбиться в люди» любой ценой.

В области действует не только янтарная мафия, но и другие преступные группировки, разветвлённые, прочно сколоченные, внедрённые во властные структуры. Достаточно упомянуть мафию автомобильную, табачную, алкогольную, строительную, таможенную, по торговле живым товаром, наркомафию и т.д. В анклавном Калининграде появились «мини-анклавы» - целые улицы и районы преуспевающих «хозяев жизни», которые в эгоистичном упоении личным успехом не задумываются о том, что возводят своё благополучие на зыбкой почве социальной нестабильности и растущего народного недовольства. Показателем этого стал недавний 10-ти тысячный протестный митинг в Калининграде, на котором прозвучали не только экономические, но и политические лозунги …

На примере янтарной отрасли хорошо видно, что созданная в России система управления неэффективна и не имеет перспективы выживания. Так, после введения внешнего управления янтарным комбинатом казалось, что он получил неплохой импульс для дальнейшего развития, превращения в надёжный источник доходов для области, которые позволят осуществить программы по улучшению социальных условий жизни населения. Комбинату удалось расплатиться с многомиллионными долгами, повысить заработную плату рабочим и служащим, воссоздать ювелирный цех и во многом восстановить авторитет калининградских мастеров, работающих с «солнечным камнем».

Правоохранительные органы области провели серию успешных операций и перекрыли каналы контрабанды «балтийского самоцвета» в Гданьск. В «мировой столице янтаря» началась паника. Перебои в поставках сырья из Калининградской области поставили под угрозу продуктивность и финансовое благополучие полутора тысяч польских фирм, производящих янтарную бижутерию. Гданьским мастерам в массовом порядке пришлось прибегать к янтарным фальсификатам из эпоксидной смолы и пластмасс.

Скандальные разоблачения побудили честных представителей янтарного бизнеса заключить между собой что-то вроде декларации о «непризнании» таких мошенников, отказе о ведении дел с ним, чтобы не ставить под удар репутацию всей отрасли. Но панические настроения в Гданьске были вскоре преодолены. Товар из Калининградской области пошёл вновь. Сейчас ежегодная потребность Польши в янтаре удовлетворяется на 30% благодаря легальному рынку и на 70% за счёт контрабандных поставок. По оценкам СМИ, годовой оборот «солнечного камня» в Польше превышает 250 млн. долларов. На вопрос – как удаётся безнаказанно перебрасывать такое количество янтаря? – точного ответа нет. Не исключаю, что мафиозным структурам помогают специалисты по «телепортации» на калининградской таможне. Они частенько фигурируют в криминальной хронике.

Федеральное управление янтарным комбинатом стало всё ожесточённее критиковаться калининградским истэблишментом. Главный тезис такой: Москва не смогла навести порядок, пора возвращать янтарную отрасль под областной контроль: «Мы хорошо знаем ситуацию на янтарном рынке, мы работаем над программой развития комбината и превращения области в общепризнанный мировой центр добычи и переработки «балтийского самоцвета». В областном правительстве идёт работа по подготовке документов, ориентированных на поддержку янтарной отрасли. Разумеется, документ гарантирует сокращение вывоза сырья за рубеж, а также приоритетный экспорт готовой продукции: «Мы железной рукой наведём порядок, наша янтарная отрасль не будет кормить чужих переработчиков!» Эти пустые декларации сколько раз звучали за последние годы, что воспринимаются как типичное «сотрясание воздуха».

По мнению местных аналитиков, весь сыр-бор разгорается в связи с новыми попытками янтарной мафии узурпировать (приватизировать) отрасль. Сейчас, судя по сообщениям СМИ, она паразитирует на «излишках» янтаря, скопившихся на складах комбината за последние годы, а также на сырье, добытом «чёрными копателями» на альтернативных месторождениях, до которых у комбината «пока ещё» не дошли руки. По сведениям, просочившимся в печать, такие неприкасаемые «копатели», нередко использующие тяжелую технику, выдают «на-гора» не менее 30-35 тонн янтаря в год, хотя реальные цифры могут быть более высокими. Чиновники обещают справиться с нелегальной добычей «балтийского самоцвета» на раз-два-три после возвращения комбината в областную собственность. Планируется также создание специализированной биржи, на которой будет формироваться настоящая цена на янтарь и осуществляться его реализация. Биржу в Гданьске обрекут на забвение!

Убедительного финансово-экономического обоснования необходимости передачи комбината в частные руки в нынешних кризисных условиях и нового этапа борьбы за передел собственности нет и быть не может. Однако о подспудных намерениях тех сил, которые командуют областью, можно легко догадаться: после перевода комбината в региональную собственность вновь начнутся подковёрные манёвры по его приватизации.

В этом случае остается только гадать, кто конкретно станет реальным владельцем предприятия. Не исключено, что Россия надолго, если не навсегда, утратит свою янтарную отрасль. Мафиозный интернационал пока всесилен…
Поделиться
Ссылка скопирована!