Музыкальное образование в Венесуэле: “Играть и сражаться”
1 Января 2008г.
КЛЮЧЕВАЯ ЗАДАЧА венесуэльского образования сегодня — воспитание homo communis, человека общественного. Это составной элемент программы президента Боливарианской республики Уго Чавеса по строительству социализма XXI столетия. А идеальной средой для воспитания общественной идеологии и является коллектив, подчеркнула директор центра. Поэтому историю массового музыкального образования в Венесуэле можно назвать историей становления и развития детских и юношеских музыкальных коллективов: симфонических оркестров и хоров.
Начиная с середины 70-х годов по инициативе венесуэльского педагога, музыканта, экономиста и общественно-политического деятеля Хосе Антонио Абреу в разных районах страны стали открываться особые музыкальные школы, получившие название “nucleos” (“ядра”). В этих школах дети на первом же уроке берут в руки музыкальные инструменты и, не овладев еще нотной грамотой, начинают музицировать в оркестре. Абреу убежден, что искусство — не удел избранных. Оно существует для всех. Только через опыт коллективного музицирования ребенок может приобщиться к основополагающим и всеобщим гуманистическим ценностям.
Важнейшая цель распространения системы массового музыкального образования, или, как ее называют чаще, системы Абреу, помимо формирования в Венесуэле музыкально-просвещенной, грамотной публики, а также воспитания профессиональных музыкантов-исполнителей нового поколения, — оказать социальную поддержку детям из малообеспеченных и неблагополучных семей, спасти их от негативного влияния улицы.
Несмотря на серьезные экономические преобразования в стране, половина жителей венесуэльской столицы Каракаса до сих пор обитает в трущобах, где быстро распространяются преступность и насилие. Дать детям из этих кварталов шанс играть в оркестре, получить в бесплатное пользование инструмент и стать членом коллектива — инициатива, заслуживающая глубокого уважения. Отдельная забота создателей системы — интеграция в общественную жизнь детей с физическими ограничениями в развитии.
Интересно, что еще в 1979 году с целью развития детских и юношеских симфонических оркестров и хоров был создан Государственный фонд. С тех пор в стране сменилось семь правительств, но ни одно из них не приостановило государственного финансирования уникальной программы. Сегодня эта сумма составляет порядка 29 миллионов долларов в год. Много это или мало? Скептики заметят, что это меньше, чем бюджет одного большого европейского оперного театра. Напомним, что средний годовой доход в Венесуэле не превышает 3500 долларов на человека. Так что 29 миллионов, вложенных в музыкальное образование, — просто гигантская сумма для развивающейся страны.
Сеть оркестров и музыкальных школ, готовящих кадры для любительских и профессиональных коллективов, охватила к началу 80-х годов всю Венесуэлу. Трудно представить сейчас, что еще тридцать лет назад в этой стране было всего два симфонических оркестра, в которых в основном играли европейские музыканты. Что же теперь? По данным на 2007 год, государственный фонд субсидировал работу 90 музыкальных школ, 125 юношеских оркестров, 57 детских оркестров и 30 профессиональных коллективов. В общей сложности за 32 года своего существования система детских и юношеских оркестров и хоров дала общее музыкальное образование более чем пяти миллионам венесуэльцев. Только в настоящий момент в школах системы Абреу обучаются 250 тысяч детей, причем около 90 процентов из них происходят из малообеспеченных семей.
И хотя создатели системы Абреу подчеркивают, что их первостепенная задача — адаптация детей в обществе, ежегодно около 20 процентов выпускников школ избирают музыку своей профессией.
Обладательница международной премии ЮНЕСКО, система детских и юношеских симфонических оркестров Венесуэлы была рекомендована этой организацией в качестве модели музыкального образования в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Сегодня по венесуэльской модели учат музыке в Эквадоре, Перу, Боливии, Мексике, Колумбии, Аргентине, Ямайке, Чили, Никарагуа, Гондурасе, Сальвадоре, Панаме, Коста-Рике, Тринидаде и Тобаго, Уругвае, Гватемале, Парагвае, Бразилии, Доминиканской Республике, Пуэрто-Рико и на Кубе. Хосе Антонио Абреу считает, что свой оркестр должен быть в каждом городе, в каждой деревне — всюду, где живет человек.
Венесуэльский опыт музыкального образования заслуживает самого серьезного изучения. Остро стоящий вопрос воспитания молодежи был решен в республике путем разработки программы массового музыкального образования. Это обязательно должно стать предметом пристального изучения в России. Учитывая весь лучший мировой опыт и собственные традиции, мы должны открыто и честно встать на защиту и проводить в жизнь идеалы справедливости, солидарности и братства. Иного пути у нас нет.
Елена ДОЛЕНКО.
Кандидат искусствоведения.
«Правда», № 143
25—26 декабря 2007 года
http://www.gazeta-pravda.ru