[ Мобильная версия ]
Авторизация
Логин:
Пароль:
запомнить
Забыли пароль?
Меню
Форум
«
Регистрация
«
Архив форума
«
Сообщение
Уважаемые посетители!
Мы будем рады опубликовать Ваши фоторепортажи из стран Латинской Америки на страницах Tiwy.com! Присылайте свои материалы на
webmaster@tiwy.com
Информация
Гостей: 26 чел.
«
Участников: 0 чел.
«
Поиск:
|
Создать новую тему
|
Список тем
|
Список форумов
Tiwy.com - русский форум
Региональные форумы
→
Раздел:
Куба
Тема:
Куба и СССР
→
Ответить на тему
*
Ваше имя:
Ссылка
-
Жирный
-
Курсив
-
Подчеркнуть
-
Смайлики
*
Сообщение:
[quote=Альфред msg-id="131294"] Бородаев В.А. Кубинская модель социализма: копия советской или воплощение национальной идеи? (Окончание) То, что может позволить себе «золотой миллиард», оплачено потом, кровью, слезами, унижениями, дикой нищетой большинства человечества, грозит всей планете экологической катастрофой. Отсюда следовал отказ от восприятия потребительского общества и его ценностей в качестве эталона для подражания в кубинской модели социализма. Руководством Кубы был провозглашен курс на создание условий для обеспечения каждому индивидууму условий здоровой и достойной жизни, но без роскоши и расточительства потребительского общества, неспособного обеспечить социальную справедливость и прогресс в долгосрочной перспективе, особенно в странах «третьего мира». В отличие от кубинской модели социализма, в СССР и других европейских социалистических странах в качестве ориентира в последние три десятилетия был взят западный потребительский стандарт уровня и качества жизни. Это во многом способствовало перерождению режимов в СССР и в Восточной Европе. Характерной чертой кубинской модели является постоянная и непримиримая борьба с коррупцией. Своими корнями она уходит в дореволюционный период, когда в условиях неоколониального режима в стране коррупция приняла широкий размах. Она поразила всю прежнюю политическую систему общества, способствовало разложению правивших страной партий. Одним из главных лозунгов революционного движения на Кубе в 50-е годы была борьба с коррупцией в государственном аппарате. Наряду с задачей национального и социального освобождения, выдвигавшихся революционным движением с конца 19 века, борьба против коррупции, будучи составляющей концепции социальной справедливости, вошла в качестве важнейшего звена в выковывавшуюся в течение столетия кубинскую национальную идею. Коррупция представляет опасность для любого общества, для социалистического же она является системным врагом, ибо подрывает сами его основы, ведет его к перерождению, вызывает эрозию принципов социальной справедливости, наносит огромный моральный ущерб. В конечном итоге коррупция ведет к делегитимизации политической системы и кладет начало ее деинституционализации. Эти азбучные истины политической науки практически игнорировались в последние десятилетия в СССР и были очень хорошо усвоены кубинским политическим руководством. На Кубе важным шагом в борьбе с коррупцией, бюрократизацией и другими негативными явлениями, ведущими к социальной эрозии и перерождению политического режима, стала «ректификация». Такое название получил процесс очищения социализма от чуждых ему явлений, исправления ошибок и негативных тенденций в экономической, политической и идеологической сферах, начало которому было положено в апреле 1986 г. Сверхзадачей «ректификации» было защитить достижения революции и ее фундаментальные ценности, не позволить в ходе преобразований размыть суть социализма, освободив «слепые» экономические законы, сохранить управляемость экономическими процессами со стороны государства, стоящего на страже интересов большинства народа, принципов социальной справедливости. «Ректификация» явилась прямой противоположностью горбачевской перестройке, направленной на демонтаж социализма под лозунгами утверждения общечеловеческих ценностей, под которыми в реальности подразумевались ценности западного общества. При всей внешней «романтичности» лозунгов перестройки ее конкретной целью стало взламывание шлюзов для «законного» присвоения общенародного достояния номенклатурой, которая им распоряжалась, но не владела. В этих условиях «ректификация» означала окончательный разрыв с той разновидностью советской модели, которая утвердилась в 60-80-е годы и привела СССР к краху. Меры, предпринятые кубинским политическим руководством по пресечению социальной эрозии и коррупции в экономической сфере, дебюрократизации системы управления народным хозяйством, ужесточению контроля за соблюдением социалистической законности, упрочению каналов прямой связи руководства с массами, а также мобилизация социальных слоев общества, которые были опорой революции и представляли его большинство, на воплощение указанных мер в жизнь, позволили предотвратить развитие событий на Острове по восточноевропейскому сценарию. Практически «ректификация» явилась тем рубежом, который окончательно обозначил самостоятельное развитие кубинской модели социализма. Что же касается «особого периода в мирное время», провозглашенного несколько позже, в 1990г., то он был непосредственной реакцией на разрыв сложившихся в предшествующие десятилетия международных кооперационных связей. Видимо, оба этих шага справедливо рассматривать в совокупности как положившие начало глобальному изменению стратегии развития и размежеванию с европейской моделью номенклатурно-бюрократического социализма. Эта стратегия была направлена на решение триединой задачи: приспособить экономику страны к новым условиям; помочь лучше вписаться в мировой рынок на новых основах; реорганизовать народное хозяйство в направлении повышения его эффективности. Стратегической сверхзадачей стало сохранить национальную независимость и социализм, которые рассматриваются как неотделимые друг от друга понятия. Мы уже отмечали отдельные специфические особенности кубинской политической системы, обозначившиеся уже в первые годы ее существования. Необходимо упомянуть и ряд других особенностей, которые особенно ярко проявились вновь в 90-е годы, когда началось очищение кубинской модели от многих внешних заимствований. После краха восточноевропейского социализма нынешняя модель была охарактеризована как переходная и была поставлена задача полного приведения ее в соответствие с первоначальными идеями революции, произраставшими из исторических, политических и социальных условий страны. Поставлена и решается задача дать собственное определение социализма и выработать идеологию, которая бы опиралась на кубинскую национальную почву и была бы обогащена критически переосмысленным международным революционным наследием и современной революционной мыслью всех направлений. В известном смысле можно говорить о попытке возродить дух плюралистического подхода к поиску идей, адекватных вызову современной мировой социально-политической и экономической конъюнктуры, который был характерен для «эпохи» «Pen-samiento critico». В настоящее время решается задача в процессе реформирования политической системы преодоления расхождения между заявленными целями и реальной жизнью. Существенно расширились возможности действующих в стране общественных организаций (профсоюзных, женских, молодежных и т.д. организаций), возросла их роль в жизни современной Кубы. После завершения формирования системы народной власти (СНВ) всех уровней комитеты защиты революции, выполнявшие определенное время после революции функции органов власти на местах, сохранили статус общественных организаций. Здесь необходимо отметить, что после революции новое руководство Кубы не спешило с оформлением структур новой, революционной власти. Система власти социалистической Кубы формировалась путем множества экспериментов, в ходе которых подбирались наиболее оптимальные варианты структур народной власти. В это время фактически вся полнота власти на местах принадлежала комитетам защиты революции. В выгодную сторону по сравнению с советской отличались и взаимоотношения кубинской революции с церковью. Христианство было провозглашено стратегическим союзником коммунистов, и эта линия последовательно выдерживалась все годы после революции, даже, несмотря на достаточно сильное давление со стороны идеологов КПСС и руководства СССР. Большая часть кубинцев считает себя католиками, но наряду с католической церковью свободно функционируют и другие религиозные конфессии. В результате свержения тирании в стране начался процесс переоценки идеологически и культурных ценностей. Многие из запрещенных еще при прежнем режиме африканские религиозные культы получили равный с другими церквями статус. Было гарантировано право на свободное отправление религиозных культов и одновременно право на ведение атеистической пропаганды. Церковь на практике была отделена от государства. В последнее десятилетие религиозные организации получили еще более широкие возможности для осуществления благотворительной и издательской деятельности, расширен их доступ к СМИ, они свободно осуществляют свои международные связи. Сняты какие-либо ограничения на занятия верующими, вне зависимости от исповедуемой религии, любых должностей в государственном аппарате и т.д. Эти изменения позволили Кубе, в частности, наладить прекрасные отношения с Ватиканом, что сделало возможным визит Папы Римского на Остров в январе 1998 г. Священнослужители, монахи, члены религиозных общин уже в 80-е годы стали одними из самых активных участников субботников, воскресников, других форм добровольного труда. Эта практика получила дальнейшее продолжение в 90-е годы. Они взяли под свою опеку и стали весьма эффективно обслуживать многие лечебные заведения для детей и взрослых, дома престарелых и учреждения гуманитарной сферы. Следует отметить, что даже в самый критический период отношений государства и церкви (в начале 60-х годов) на Кубе не был закрыт ни один храм, не говоря уже об их разрушении. Другими словами, Кубинская революция не сопровождалась тем вандализмом по отношению к церкви, которым прославились многие другие революции, причем не только социалистические. 90-е годы внесли ряд других существенных корректив в облик кубинского социализма. Намеченный в октябре 1991 г. 1V съездом КПК курс на реформирование общества быстро набрал обороты. В 1992 г. Национальная ассамблея внесла изменения в Конституцию республики. В ней теперь признаны права частной и смешанной собственности. Государство заявило о намерении сохранить под централизованным контролем лишь базовые отрасли экономики. Концепция единого плана социально-экономического развития заменена «планом, который гарантирует программируемое развитие страны». В августе 1993 г. в стране было разрешено свободное обращение иностранных валют, что получило название «долларизации» Кубы. В сентябре того же года увидел свет указ, значительно расширивший разрешенную еще ранее индивидуальную трудовую деятельность. В апреле 1994 г. произведена реорганизация Совета министров, адаптировавшая его структуру к задачам экономической реформы. Одновременно она позволила продвинуть на ключевые посты в народном хозяйстве руководителей нового поколения. В мае того же года Национальная Ассамблея приняла программу финансового оздоровления, которая среди прочих мер предусматривала введение новых цен на товары и услуги, внедрение системы налогообложения, распространявшейся как на предприятия, так и на физических лиц. Ее целью было изъятие из обращения инфляционных денег, приведение в соответствие спроса и предложения, сбалансирование бюджета и увеличение поступлений в госбюджет. Санация финансов полностью решила поставленные задачи. Одновременно она позволила значительно укрепить курс национальной денежной единицы – песо. В 1994 г. в стране были открыты свободные аграрные и индустриальные рынки. На них разрешена свободная торговля сельскохозяйственной и промышленной продукцией как частным лицам, так и предприятиям, по ценам, регулируемым спросом и предложением. В 1995 году было санкционировано частных предприятий по производству и реализации продуктов питания и прохладительных напитков. В стране открылись тысячи частных семейных ресторанчиков – «паладарес» и т.д. Большое значение имело принятие в 1995 г. Закона об иностранных инвестициях. С его введением на Кубе создан один из наиболее благоприятных инвестиционных режимов в Латинской Америке. Успешно функционируют три свободные экономические зоны. В результате на сегодняшний день объем внешнего финансирования кубинской экономики достиг 2,5 млрд. долларов, а число совместных предприятий приблизилось к четырем сотням. С 1994 г. Куба смогла переломить негативные тенденции в народном хозяйстве и начать экономический рост. Мы уже отмечали некоторые изменения в политической сфере, которые произошли на Кубе в 90-е годы. Необходимо также упомянуть изменения в Конституции, принятые в 1992 г. В частности, из Основного закона были изъяты положения о диктатуре пролетариата, классовом характере государства, о демократическом централизме. Подчеркнут светский характер государства и опущено всякое упоминание об атеизме. Изъято положение о марксизме-ленинизме как официальной идеологии государства. За партией, идеология которой основывается на идеях Х. Марти и марксизма-ленинизма, по прежнему признается руководящая роль в обществе и в политической системе. Одновременно из текста изъяты положения, которые практически вменяли партии и массовым организациям осуществление государственных функций. В последние годы в стране была осуществлена либерализация эмиграционного режима: разрешен свободный выезд из страны кубинских граждан на работу, на постоянное место жительства, и для других целей при получении визы принимающей страны с сохранением гражданства и права беспрепятственного возвращения на Родину. Существовавшая в начале 90-х годов проблема нелегальной эмиграции была искусственно спровоцирована Соединенными Штатами, представлявшим ограниченное количество виз, несмотря на существование миграционного соглашения между Кубой и США от 1984 г. Новое соглашение между Кубой и США, подписанное 9 сентября 1994г., по которому американская сторона обязалась предоставлять не менее 20.000 виз в год, сняло напряженность, возникшую в связи с нелегальной эмиграцией. Потенциал модернизации кубинской модели социализма в настоящий момент достаточно велик. Насколько далеко пойдет в этом направлении политическое руководство страны, будет зависеть от ряда внешних и внутренних факторов. Ясно одно, что вектор этого движения будет все дальше и дальше уводить кубинское общество от советской номенклатурно-бюрократической модели социализма, отдельные элементы которой были использованы на Кубе в адаптированном виде. Анализ истории кубинского революционно-освободительного движения и опыта создания общества, построенного на принципах подлинной независимости и социальной справедливости убеждает, что избранная модель социализма является адекватной внутренним и внешним реалиям попыткой воплощения национальной идеи. «Коридор» возможностей в рамках избранной парадигмы постоянно лимитировался массой внутренних и внешних факторов. Руководство Кубы необходимо было обладать одновременно исключительной гибкостью и непреклонной стойкостью, чтоб в столь непростых условиях, которые выпали на долю Кубинской революции суметь не только реализовать в конкретной форме национальную идею, но и успешно отстаивать ее на протяжении столь длительного периода. Несмотря на все сложности нынешнего этапа, предложенная Кубой альтернатива зависимому капиталистическому обществу будет оставаться вдохновляющим примером не только для стран Латинской Америки, но и для многих других развивающихся государств. Навряд ли кто-то полностью будет копировать кубинскую модель, но то, что ее опыт будет изучаться и использоваться, в этом не приходится сомневаться. Примеры этого мы можем найти уже сегодня в практике ряда стран третьего мира. Статья опубликована в сборнике «Изучение латиноамериканистики в Российском университете дружбы народов». Москва, 2002, стр. 3-19 [/quote]
*
Введите цифры:
4691
OriginalBB Version 3.04b Copyright © 2004-2019,
www.Tiwy.com