Notcoin — будущий дроп от TON/Telegram

Медиа-борьба за свободу слова. Джулиан Ассанж и Эквадор

Федерико Фуэнтес, Greenleft//Liva.com.ua
4 Июля 2012г.
Медиа-борьба за свободу слова. Джулиан Ассанж и Эквадор
Предисловие переводчика: 19 июня основатель «Викиликс» Джулиан Ассанж попросил политического убежища в Эквадоре, укрывшись в лондонском посольстве этой страны, возле которого теперь круглосуточно дежурят британские полисмены с наручниками. Основанием для просьбы о предоставлении убежища стала вероятность выдачи Ассанжа Швеции, а затем уже США – где его могут судить за разглашение секретных документов.

Несмотря на десятки тысяч писем поддержки (в том числе – от Оливера Стоуна, Ноама Хомского и Майкла Мура) и постоянные акции активистов в защиту Ассанжа, ему действительно угрожает смертная казнь – точно также, как и арестованному американскому военнослужащему Брэдли Мэннингу, передавшему хакерам «Викиликс» видеозаписи расстрелов в Ираке. И Брэдли Мэннинг и Джулиан Ассанж не раз заявляли, что действовали из идеалистических побуждений, руководствуясь принципом свободы слова. Тот факт, что США и их союзники признают нарушение принципов свободы только в недружественных странах, отнюдь не является секретом. Но почему Джулиан Ассанж выбрал именно Эквадор?


      «Если бы мы сделали хоть сотую долю того, что они творят по отношению к Ассанжу – нас бы тут же назвали диктаторами и угнетателями».

Рафаэль Корреа

Когда Джулиан Ассанж, основатель «Викиликс», попросил политического убежища у Эквадора, многие из его сторонников были весьма озадачены его выбором: «Почему именно Эквадор»? Ответ прост: потому-то правителство Эквадора поддерживало «Викиликс» – что хорошо отражает его стремление встать на защиту принципа свободы информации и независимости масс-медиа.

В Эквадоре действительно много сделано для борьбы с нарушениями принципов свободы слова. В недавнем интервью совместно с Джулианом Ассанжем президент Эквадора, Рафаэль Корреа объяснил политику его страны в отношении медиа. Его правительство всячески противостоит диктату медиа корпораций, которые, обладая монополией на информацию, пытаются «дестабилизировать правительство Эквадора, чтобы предотвратить, таким образом, реализацию каких-либо перемен во всем регионе из боязни утратить власть, которую они нарочито выставляли напоказ».

Когда Рафаэль Корреа был впервые избран на президентский пост, он столкнулся с тем же, с чем впоследствии и Ассанж – с целой кампанией клеветы и дезинформации, организованной медиа корпорациями. Через несколько месяцев после вступления Рафаэля Корреа в должность сразу 11 крупнейших эквадорских газет вышли с одинаковым антипрезидентским материалом на первой полосе. Как говорилось в телеграмме американского посольства, опубликованной впоследствии «Викиликс», это был «беспрецедентный случай скоординированной атаки прессы на действующего президента».

Однако, несмотря на публичную критику президента, – якобы, за подавление свободы медиа, – американское посольство в марте 2009-го года сообщало, что Корреа действительно говорит правду, когда заявляет, что «эквадорские медиа играют политическую роль, а в данном случае – роль оппозиции».

Причины такого поведения эквадорских медиа вскрывались в тех же телеграммах американского посольства: «Многие владельцы масс-медиа – выходцы из класса бизнес-элиты, которая ощущает ныне угрозу в связи проведением реформ, и потому пытаться защитить собственные экономические интересы посредством принадлежащих им медиа ресурсов».

В интервью с Ассанжем Рафаэль Корреа говорил, что в момент его избрания пять из семи телеканалов страны принадлежали крупным банкирам. Государству не принадлежал ни один из них.

В 2008-м году граждане Эквадора проголосовали за новую конституцию. Кроме всего прочего, она должна была демократизировать масс-медиа, и запретить банкирам иметь бизнес интересы в медиа индустрии. На следующий год в конституцию были внесены изменения. На референдуме население поддержало поправки, запрещающие медиа корпорациям владеть полностью (или частью акций) в других видах бизнеса или индустрии, чтобы избежать таким образом потенциального конфликта интересов в освещении новостей.

Правительство Корреа пыталось также провести закон о медиа, который должен был полностью покончить с монополией медиа корпораций. Согласно этому проекту, объем частных медиа должен быть сокращен до 33%, государственных должно быть тоже 33%, и 34% медиа должны быть общественными. Но этот законопроект был заблокирован в парламенте правой оппозицией. Медиа корпорации ожесточенно набросились на него, называя это предложение «атакой на свободу слова».

Поэтому неудивительно, что эквадорские медиа в основном отказались публиковать разглашенное «Викиликс» содержание телеграмм американского посольства – ведь в них разглашались и их собственные секреты. Например, в этих материалах содержится информация о том, как в 2004-м году эквадорские медиа договаривались замолчать коллапс банковского сектора страны в 1999-2000-х годах. Тогда возник конфликт между двумя телеканалами, в результате чего общественность могла бы получить информацию о сделках банкиров-конкурентов, которым принадлежали эти каналы. Чтобы избежать этого был подписан своеобразный «пакт о ненападении», запрещавший любые журналистские расследования махинаций банкиров.

Поначалу эквадорское правительство критически отнеслось к «Викиликс» – но именно на основании разглашенных телеграмм оно приняло решение выслать американского посла из страны в апреле этого года. И уже в мае правительство Эквадора заявило, что по его просьбе «Викиликс» опубликовал 950 документов, имеющих отношение к Эквадору. В апреле Рафаэль Корреа сказал, что работа Ассанжа и проект «Викиликс» стали своеобразной «проверкой для Вашингтона» – что и стало одной из причин его преследований и травли.

Федерико Фуэнтес
Greenleft

Перевод Дмитрия Колесника

Поделиться
Ссылка скопирована!