Куба: Страна, дарящая душу

Владимир Богун, «Рабочая газета» (Киев)
2 Мая 2010г.
По случаю 20-летия начала кубинской программы “Дети Чернобыля” посол Республики Куба в Украине господин Феликс Леон Карбальо встретился с журналистами некоторых украинских изданий. В числе приглашенных был и корреспондент “РГ”.
— ГОСПОДИН посол, недавно ряд кубинских политиков, в том числе и вы, были награждены украинскими орденами за помощь в оздоровлении детей, пострадавших от аварии в Чернобыле. Искренне вас поздравляем.
— Благодарю. Правда, награду я принял с некоторой долей сомнения, в смысле — заслужил ли я орден? Успокаивает тот факт, что всегда старался помочь вашим детям, даже находясь на дипломатической работе в других странах. Кроме того, я полтора года работал в лагере Тарара, где лечат украинских детей.
— Сколько на данный момент детей из Украины прошло лечение на Кубе?
— На сегодня более 23 тысяч. Постоянно на Кубе находится порядка 200-250 детей. Минимальный курс лечения — 45 дней. Должен сказать, сейчас ситуация уже не та, что была в первые годы, когда приезжало очень много тяжелобольных.
— Внесены ли какие-то коррективы в эту программу в связи с мировым экономическим кризисом?
— Самый тяжелый экономический кризис Куба переживала в начале 90-х годов после распада Советского Союза. В это время я как раз работал в лагере Тарара. И если половине кубинцев пришлось пересесть на велосипеды, то всегда находились автобусы для перевозки украинских детей. Если по всей стране в целях экономии отключали электроэнергию, то в Тарара всегда горел свет. Никогда не было проблем и с питанием больных. Мы не закрыли программу в те тяжелейшие годы, тем более не закроем её сейчас.
— Мы знаем, что при поддержке Кубы по программе “Дети Чернобыля” в Евпатории создан медицинский центр...
— Да, дети, которые побывали на Кубе, продолжают лечение уже в Украине. И украинским медикам помогают наши специалисты. В настоящее время в Евпаторию собирается новая группа кубинских врачей.
— В чем секрет высокой эффективности кубинского здравоохранения?
— Сразу же после победы революции забота о здоровье граждан стала одним из приоритетов нашего правительства. Суть общегосударственной медицинской программы построена прежде всего не на лечении, а на предупреждении заболеваний. Раньше на Кубе больницы были только в крупных административных центрах, сейчас же медицинские учреждения находятся практически повсеместно. Все эти меры позволили добиться прекрасных результатов. Ныне средняя продолжительность жизни на Кубе — 79 лет, что на 20 лет больше, чем до революции. Это один из самых высоких показателей в мире. Еще один важный показатель — уровень детской смертности. Если при прежнем режиме этот показатель составлял 30–32 ребенка на тысячу новорожденных, то сегодня умирает только четыре. Кстати, даже в Вашингтоне уровень детской смертности выше, чем в целом на Кубе, которая по этому показателю в одном ряду со скандинавскими странами и Японией.
— Все знают о блокаде Кубы со стороны США. Что собой конкретно представляет блокада?
— Начну с простого примера. После 11 сентября в министерстве финансов США создали специальный департамент, отслеживающий финансовые потоки тех организаций, которые они называют террористическими. Но уже почти 50 лет в этом же ведомстве существует департамент, следящий за финансовыми потоками Кубы. В кубинском департаменте работает в два раза (!) больше сотрудников, чем в тех, где следят за террористами. Куба не может производить ни одну финансовую операцию в американских долларах. До появления евро мы вынуждены были работать с различными валютами. Как вы знаете, Куба — крупный экспортер никеля. Если в каком-то продукте есть хоть грамм нашего никеля, он не имеет права экспортироваться в США. Если в конфете содержится хоть грамм кубинского сахара, она не может идти на американский рынок. Любой корабль, который заходит в кубинский порт, только через полгода получает право на заход в порты США. Блокада — это совокупность законов. На сегодняшний день потери Кубы от блокады составляют около 98 миллиардов долларов.
— На ваш взгляд, в чем причины антикубинской политики Белого дома?
— Во-первых, уже более 150 лет США стараются завладеть Кубой. Об опасности со стороны американцев предупреждал еще наш национальный герой Хосе Марти во время борьбы за независимость. К сожалению, получив независимость от Испании, Куба на долгие годы попала в зависимость от США. Сразу же произошло вторжение, американцы навязали нам выгодную для них Конституцию, одна из поправок к которой действует и по сей день — военная база США в Гуантанамо. А второе — они не могут смириться с тем, что в 1959 году на Кубе победила народная революция, после которой Куба решила, что имеет право решать свои проблемы самостоятельно.
— А как изменилось отношение к Кубе в США после победы Барака Обамы? Он ведь обещал, что откроет новую страницу в отношениях между вашими странами.
— К сожалению, никаких изменений нет. Есть один позитивный момент: Обама снял ограничения на поездки на Кубу наших соотечественников, проживающих в США. При Буше такое право давалось лишь раз в три года, но только при наличии прямых родственников. Также возобновились переговоры по вопросам миграции и почтового сообщения, которого у нас нет с США уже 48 лет. Но сложность в том, что без отмены блокады не получится наладить прямое авиасообщение, а значит, почта по-прежнему будет идти через третьи страны.
— Несмотря на блокаду, Куба тем не менее единственная страна в мире, которая реализует международную программу медицинской помощи. Если можно, пару слов об этой программе.
— Аналогов таких программ в мире нет. Сегодня в 72 странах работают 70 тысяч кубинских врачей. Это бедные государства, с которых наши медики не берут ни копейки. Куба взяла на себя затраты и на переезд, и на транспортировку оборудования, и на проживание своих специалистов. Смотрите, все заговорили о помощи Гаити после землетрясения. Но никто не говорит, что уже 12 лет на Гаити постоянно находятся 650 кубинских врачей, которые оказывают помощь этому братскому народу, попавшему в тяжелейшее положение вследствие прежней колониальной зависимости и капиталистической эксплуатации.
— В свое время немало кубинских студентов училось в Украине. Не думаете возобновить сотрудничество в этой сфере?
— Вы знаете, мы сейчас не практикуем отправку студентов на обучение за рубеж. За границу в основном едут только специалисты для повышения квалификации. Ранее поднимался вопрос о том, чтобы наши летчики прошли обучение в киевском Национальном авиационном университете, но пока все на стадии переговоров. В целом же Куба на сегодня обеспечена достаточным количеством квалифицированных кадров, получивших образование еще в СССР. Эти люди готовы передавать полученные знания новым поколениям кубинцев. И не только им. Например, сейчас на Кубе обучается очень много иностранных студентов из стран Латинской Америки, Азии и Африки. Только в мед-институте в Гаване — 12 тысяч иностранцев. Все они проходят обучение бесплатно.
— Что вы можете сказать о перспективах торгово-экономического сотрудничества Украины и Кубы?
— Перспективы у нас очень хорошие. Здесь, на мой взгляд, очень важен один момент — политическая стабильность в Украине. Я вижу, что сейчас ситуация меняется в лучшую сторону: президент, правительство и парламент работают в одном направлении. И очень важно, что украинское правительство решило отдавать приоритет экономическим проблемам и поддержке местного производителя. Это даст возможности для укрепления украинско-кубинских отношений. Мы нуждаемся в украинских промышленных товарах. В свою очередь, и у нас есть что предложить украинским партнерам.
Поделиться
Ссылка скопирована!