Notcoin — будущий дроп от TON/Telegram

Секретные тюрьмы ЦРУ в Литве, или Наследники нацистских вертухаев

Нил Никандров - http://fondsk.ru
26 Декабря 2009г.
Секретные тюрьмы ЦРУ в Литве, или Наследники нацистских вертухаев
«Янтарный отпор» – такое название получила совместная операция ЦРУ и Департамента государственной безопасности (ДГБ) по переброске в Литву захваченных в Афганистане предполагаемых боевиков Аль-Каиды. Цель операции - проведение интенсивных пыточных сессий с «доставленным материалом» для получения «значимой информации» о деятельности экстремистских мусульманских организаций.

Расследование Сейма Литвы в отношении секретных тюрем ЦРУ на территории страны удивляет поверхностностью, чтобы не сказать лживостью, выводов. Увёртки типичные: да, тюрьмы вроде бы организовывали, но не известно, были ли завезены в них узники. Да, самолёты непонятного происхождения в Литву прилетали, но надо доказать, что на них транспортировали боевиков Аль-Каиды. Эти самолёты никем не досматривались. Никаких свидетельских показаний со стороны (гипотетически) пострадавшей стороны не получено. Так о чём речь?

Этот детский лепет противоречит всем сведениям, появившимся в литовских СМИ ещё до парламентского «следствия». Факты дают полное основание утверждать, что в стране в 2003-2005 гг. на нелегальной основе, тщательно скрываемые от общественности и правозащитных организаций действовали по меньшей мере две тюрьмы, которые предназначались для нужд ЦРУ.

Одна находилась в Рудникай под «прикрытием» Центра специальной подготовки Службы общественной безопасности при МВД, другая – в Антавиляй, где расположены загородные коттеджи влиятельных чиновников и бизнесменов. Первая тюрьма располагалась в 40 километрах от Вильнюса, вторая – всего в 20, поэтому ради «экономии времени» сотрудники ЦРУ и их услужливые литовские партнёры оказывали предпочтение пыточному центру в Антавиляй. Ранее в этом месте действовала конноспортивная база, но под сильным нажимом властей владельцы были вынуждены продать её компании ELITE-LLC, созданной по линии ЦРУ в США с подключением возможностей резидентуры в Панаме («Старт Финанс Групп» и холдинг «ИНК”).

Для организации «Янтарного отпора» резидентуре ЦРУ в Литве пришлось решить несколько серьёзных проблем. Против открытия секретных тюрем выступил тогдашний президент страны Роландас Паксас. Он ссылался на то, что операции подобного рода противоречат Конвенции ООН против применения пыток, а также Европейской конвенции по правам человека, подписанные Литвой. К тому же литовская правовая система запрещает внесудебные задержания и тем более выбивание показаний с помощью пыток.

Резидентура ЦРУ быстро избавилась от несговорчивого Паксаса. Не прошло и года после его избрания, как ему объявили импичмент! Паксаса обвинили в «коррупционных связях» с российским бизнесом и других неблаговидных делах. Где-то в это же время по инициативе американцев были высланы из страны три российских дипломата, «подозреваемых в шпионаже»: операция «Янтарный отпор» должна была проходить без лишних свидетелей. Новым президентом страны стал престарелый Валдас Адамкус, обладатель американского паспорта и поклонник Дж. Буша. Если Литва может внести свою лепту в борьбу с врагами Соединённых Штатов, она обязана сделать это без оглядки на любые «побочные обстоятельства». К тому же Адамкус считал, что Литва должна достойно «отблагодарить» США за принципиальную и последовательную поддержку её вхождения в НАТО.

Важно отметить, что посольство США в Литве в 2003–2006 гг. возглавлял кадровый сотрудник ЦРУ Стефен Дональд Малл (Stephen Donald Mull), который «засветился» в этом качестве ещё при Лехе Валенсе, в эпоху борьбы «Солидарности» за свободу и демократию в Польше. В те времена Малл был вторым секретарём в американском посольстве в Варшаве и доставлял много хлопот польской «беспеке» активной работой с диссидентами. В Вильнюсе 46-тилетнему Маллу работалось значительно легче: дружественная страна, лояльная правящая верхушка, хорошо воспринимающая материальные стимулы. Литовские журналисты до сих пор задаются вопросом, куда ушли 5 миллионов долларов, ввезённые наличными на начальном этапе организации «Янтарного отпора». Исчерпывающий ответ сейчас может дать только Малл и его бывшие сотрудники. Но захотят ли?

Вся эпопея с секретными тюрьмами ЦРУ в окрестностях Вильнюса разворачивалась под контролем Малла. Литовскую сторону представляли Арвидас Поцюс и Мечис Лауринкус, которые в разное время возглавляли ДГБ, и Дайнюс Дабашинскас, заместитель директора этой службы. К обеспечению жизнедеятельности «секретных тюрем» привлекались самые проверенные сотрудники ДГБ, причем некоторые из них добровольно ассистировали американцам в ведении допросов с применением изощрённых пыток: изнурение шумом и светом, электрошок («пикана»), погружение в воду, пластиковые пакеты на голову и др. Сотрудники ДГБ старались показать себя с наилучшей стороны перед американскими хозяевами (именно так – «хозяевами» - литовские оперативники называют американских партнёров в разговорах между собой).

Мой старый приятель и коллега - литовский журналист - рассказал мне о причинах сегодняшних «пессимистических настроений, переходящих в панические» среди тех сотрудников ДГБ, которые имели отношение к «Янтарному отпору». По данным коллеги, которые он, опасаясь за свою жизнь, не решается предать гласности, в истории секретных тюрем ЦРУ в Литве есть ряд тёмных эпизодов, связанных с конечной судьбой некоторых заключённых. Что будет, если, вдобавок ко всем уже известным фактам, эти тёмные эпизоды тоже станут достоянием общественности? По мнению моего приятеля, именно это вызывает столь нервную реакцию в высших эшелонах исполнительной и законодательной власти Литвы. Если Евросоюз всё-таки начнёт своё собственное расследование, то могут вскрыться такие преступления против человечности, что весь мир заговорит о «вильнюсском Аль-Гараибе».

Не по этой ли причине президент Даля Грибаускайте постоянно подчёркивает, что она была в стороне от событий, связанных с тюрьмами ЦРУ, хотя и имела «косвенные» данные об их существовании. Она же обронила весьма показательную фразу о том, что Литва после исчерпывающего расследования в отношении тюрем «может стать мишенью для международных террористов». Ещё раньше в подобном ключе высказался о секретных тюрьмах официальный представитель ЦРУ Пол Джимильяно: «Комментирование подобной информации может поставить под угрозу безопасность миллионов человек (в этой стране). Это было бы безответственно».

Точных сведений о числе заключенных в литовских камерах ЦРУ нет. Чаще всего говорят о восьми узниках, находившихся в пыточном центре в Антавиляй перед его закрытием в ноябре 2005 года. Однако «человеческий материал» из Афганистана доставляли в Вильнюс специальными авиарейсами ЦРУ регулярно, так что через «эксперименты с пристрастием», скорее всего, прошло на порядок большее количество людей. Еще в процессе парламентского расследования Арвидас Анушаускас, глава Комитета Сейма по национальной безопасности и обороне, заявлял, что не вся информация по тюрьмам ЦРУ может быть раскрыта. Этого, мол, требуют высшие интересы национальной безопасности, партнёрские обязательства перед спецслужбами США.


Посольство США и резидентура ЦРУ (особенно старается второй секретарь Даниэль Л. Гэйдж) предпринимают пожарные меры для блокирования дальнейших действий парламента и прессы по выявлению всех обстоятельств возникновения и функционирования в Литве пыточных центров. Всё большему давлению правоконсервативных (проамериканских) СМИ стала подвергаться президент Даля Грибаускайте. Её обвиняют в «авторитаризме», в «прорусскости», в «коммунистическом прошлом», и всё потому, что она не намерена жертвовать честно заработанным имиджем человека, последовательно отстаивающего государственные интересы своей страны.

Среди тех многих политиков, которые выстраиваются плотным оборонительным кольцом вокруг тезиса «никаких тюрем не было, а если и были, то пустовали», – премьер-министр Андрюс Кубилюс («не располагаю информацией, не могу сказать ни «да», ни «нет»); экс-президенты Альгирдас Бразаускас и Валдас Адамкус. Для них тюрьмы ЦРУ - «фантазия» и «мифы». Исподтишка подыгрывает им Арвидас Анушаускас, глава Комитета парламента по безопасности и обороне.

Всё очевиднее, что имитация якобы объективного парламентского расследования в Литве не удовлетворит руководство Евросоюза, которое заняло жёсткую позицию. Франко Фраттини, комиссар ЕС по вопросам юстиции, заявил: «Если подобное всё же произошло, то это является серьёзным нарушением ценностей и правил Европейского Союза. Против страны, где обнаружатся тюрьмы, будут применены политические санкции». Дик Марти, докладчик ПАСЕ по этой проблеме, призвал всех, кто замешан в постыдном скандале с тюрьмами ЦРУ, «раз и навсегда очиститься, отчитаться и подвести под этим черту»: «Неоправданные ссылки на охрану государственной тайны не должны препятствовать полному раскрытию информации о том, что происходило под Вильнюсом».

Если Евросоюз начнёт своё расследование в Литве, каких результатов можно ожидать? На этот вопрос ответит только время.

Стоит напомнить, что в ДГБ в конце 2005 года по настоянию посла-резидента Малла были приняты авральные меры по уничтожению компрометирующих документов и демонтажа как «спецоборудования», так и самих пыточных камер. Деформированные обломки под покровом ночи сбрасывали в воды Немана. В 2007 году секретная тюрьма в Антавиляй перешла «на баланс» ДГБ: руководство ЦРУ передало объект партнёрам как своеобразный символ нерушимого братского сотрудничества во имя торжества свободы и демократии.

P.S. Из многочисленных откликов в Интернете на скандал с тюрьмами ЦРУ в Литве приведу только один, с INOфорума (22.11.09): «Видать, не уходит полувековая ностальгия по тем дням, когда была возможность отличиться в качестве нацистских вертухаев. Или это одно из условий приведения Литвы к стандартам НАТО?»
Поделиться
Ссылка скопирована!