Notcoin — будущий дроп от TON/Telegram

Литературная страница. Зачем колумбийский писатель провоцирует читателя?

Вениамин Слепков
25 Мая 2009г.
Литературная страница. Зачем колумбийский писатель провоцирует читателя?
Перевернув последнюю страницу романа Ф. Вальехо "Богоматерь убийц" ("Митин журнал", 2004 г.), хочется сказать: «Не ходите, дети, в Колумбию гулять. Там бродят по улицам гориллы – юные наемные убийцы, и злые крокодилы – пожилые писатели, страдающие от несовершенства мира и оттого ненавидящие людей».

Колумбия Вальехо - это страшная страна, в которой не возможно жить хорошо, если вы не наркобарон, но и наркобароны тоже живут плохо, потому, что на них охотятся сообщники и конкуренты и время от времени убивают. Страна, во главе которой стоит президент-склеротик, не способный ничего исправить. Страна, рождаясь в которой, человек обречен на безрадостное нищее существование, на смерть от голода или от руки убийцы. Страна, в которой все покупается на наркодоллары, ведь «откуда же возьмет доллары Колумбия, которая ничего не экспортирует, поскольку ничего не производит, кроме убийц, но их никто не покупает».

Зато убийцы нужны некому колумбийскому писателю Фернандо. То есть, ему нужны мальчики, только их он и любит. Он находит нищего мальчика-убийцу, исполняет все его мечты, покупая джинсы, футболки, кроссовки, лазерный проигрыватель, и мальчик платит ему ответной любовью. Как умеет, а умеет он только убивать любого, кто бросит дерзкий взгляд или скажет грубое слово в адрес его пожилого любовника.

Попутно гибнут ни в чем не повинные люди: мужчины, беременные женщины, женщины с маленькими детьми. Фернандо не испытывает никакого ужаса от их гибели, он не видит смысла в их существовании. Каждая страница романа пропитана ненавистью к людям. «Что бы не делали старики – убивали, смеялись, любили – все отдает гнусностью, а особенно, когда они продолжают жить», «Неотесанные белые, болтливые индейцы, жутковатые негры… жуликоватый, жадный, трусливый, завистливый, лживый, уродливый, нечестный и вороватый народец, склонный к убийствам и поджогам», «Он, Достоевский, вернулся бы, убив старушку, я – нет. К чему?»

Фернандо с болью воспринимает страшный мир вокруг, но душа его настолько опустошена, что выход он видит в одном – пусть умрут все. Ничего доброго он делать не может, не хочет и не пытается. Только в церковь иногда приходит, в церковь, где торгуют наркотиками и курят травку, в церковь, превращенную в притон.

Разве только мальчика Алексиса он любит, и так сильно-сильно страдает, когда его друга убивают. Страдает так сильно, что тут же заводит нового друга, именно того, кто убил Алексиса. Не надолго. Этого нового тоже убивают. Фернандо уезжает из Медельина, страшного города – мировой столицы наркобизнеса. Зачем? Этот вопрос остается без ответа. В Медельине плохо, но такому, как Фернандо, плохо будет всегда и везде.

Роман «Богоматерь убийц» получил высокие оценки от признанных мастеров латиноамериканской прозы. Марио Варгас Льоса отозвался о нем как о книге, основанной на душераздирающем опыте, остроумной, высокомерной и беспощадной. В 2000 году роман был экранизирован Барбетом Шредером.

Если Вальехо хотел заставить читателя ужаснуться, то он достиг цели. Но ужас не в том, что описал колумбиец, а в том, что книга сотворена человеконенавистником. Не хочется вешать ярлыки, возможно, сам Вальехо - тонкий, умный и добрый человек, прячущийся за эпатажем. Альваро Матус писал о нем: «Он не скрывает, что любит животных больше, чем людей, а своим любимым развлечением называет литературную провокацию». Эпатаж и провокация в последнее время в чести у латиноамериканских авторов, достаточно вспомнить аргентинца Федерико Андахаси. Но за скобками остается вопрос, для чего этот эпатаж, для чего провоцировать читателя?
Поделиться
Ссылка скопирована!