Боливия: Социализм в "индейском варианте"

Руслан Костюк
5 Февраля 2009г.
В новой конституции Боливии зафиксированы доктрина «социализма XXI века» и права коренных жителей страны

Путь к конституционному референдуму, состоявшемуся 25 января в Боливии, был долгим и тернистым. Еще в 2006 году боливийцы избрали депутатов Конституционного собрания, преимущественно членов президентского Движения к социализму (ДС). Первоначальный проект нового Основного закона был подготовлен более года назад. Но сам плебисцит не раз переносился из-за несогласия верхней палаты боливийского Конгресса и Конституционного суда, где позиции правоцентристских сил достаточно сильны.

Борьба против нового Основного закона велась основательно. На региональном и национальном уровнях, где правые и либералы нашли полное понимание у префектов (губернаторов) четырех восточноболивийских провинций и их адептов из числа активистов «гражданских комитетов», ратующих за широкую автономию. Противники Моралеса делали упор на неприемлемости для боливийцев «узкоидеологической Конституции».

На самом деле, решительная левая политика во всех сферах жизнедеятельности государства раздражает противников социализма в Боливии. Конституция, получившая одобрение свыше 60% избирателей, по мнению самого Моралеса, делает социалистические преобразования в стране «необратимыми», подтверждает курс нации на «демократическую революцию». В то же время, в период компромиссных переговоров между законодателями ДС пошло на изменение десятков статей Основного закона в сторону их «смягчения». Говорить о том, что сама по себе принятая нацией боливийская Конституция носит «чисто социалистический» характер, как позволяют декларировать лидеры правых и сепаратистских сил, не соответствует истине.

Конституция закрепляет за Боливией статус многонационального и многоязычного общества, что скорее свидетельствует о новом общедемократическом завоевании индейских народов, составляющих около половины всего населения республики. Действительно «левым» по сути можно назвать положение Конституции о том, что отныне все природные ресурсы находятся исключительно в ведении боливийского народа и подлежат управлению со стороны государства. В то же время в документе декларируется смешанная экономика. Одновременно власти вскоре планируют провести референдум о введении максимума земельного размера, определив его в 10 тысяч га.

Не приходится говорить и о «централизованном администрировании», в котором Моралеса все время упрекают праволиберальные противники. Согласно Основному закону, Конгресс избирается по смешанной пропорциональной системе. Обязательным становится «референдум по отзыву» всех избранных лиц. Действительно, произойдет увеличение доли представителей от индейцев, но в соответствии с их реальным демографическим весом. Кроме того, Конституция вводит особые права для местных органов власти в районах проживания индейских народов аймара и кетчуа. Также для индейцев будут произведены реформы в области местного правосудия. Конституция подчеркивает важную роль местных органов власти и самоуправления. Но это не значит, что Моралес готов допустить отделение той или иной провинции от республики. Сам действующий президент получает теперь де-юре возможность повторно переизбираться; до этого в Боливии один человек мог стать президентом несколько раз, но не подряд.

Все-таки нужно учитывать, что до 40% населения проголосовали «против». Речь идет о довольно мощной в социально-политическом плане оппозиции, которая отнюдь не собирается «разоружаться». Наоборот, на конец 2009 года, когда власти собираются назначить досрочные всеобщие выборы, право-сепаратистские силы непременно попробуют объединить свои усилия и, при финансовой помощи крупного капитала, землевладельцев и церкви, обязательно дадут бой социалистическим реформам. И здесь на карту будет поставлена не только судьба социальных антикапиталистических реформ в Боливии, но и будущее прогрессивной антиимпериалистической внешней политики Моралеса.
Поделиться
Ссылка скопирована!