Notcoin — будущий дроп от TON/Telegram

Дадут ли Нобеля за клевету на Чавеса?

Нил Никандров
26 Августа 2008г.
Писатели Марио Варгас Льоса (Перу) и Карлос Фуэнтес (Мексика)
Писатели Марио Варгас Льоса (Перу) и Карлос Фуэнтес (Мексика) в своей публицистике уделяют постоянное внимание президенту Венесуэлы Уго Чавесу Фриасу.

Можно сказать, что Льоса уже давно стал фактором политической жизни Венесуэлы. Едва президент Уго Чавес приступил к исполнению своих обязанностей, как предостерегающий голос Льосы обвинил его в демагогии, диктаторских замашках и претензиях на мессианстство. С тех пор писатель высказывается по каждому проблемному поводу, всегда на стороне оппозиции и непременно против Чавеса и его «диктатуры». Иногда Льоса не столь категоричен и использует термин «полу-диктатура», а Чавеса называет «подмастерьем диктатора», подразумевая под мастером Фиделя Кастро.

Варгас Льоса не раз предсказывал скорое свержение венесуэльского лидера и неизменно ошибался. Ошибки в прогнозах его не обескураживали. Обращаясь к венесуэльцам, он назидательно констатировал: «Теперь вы видите, какую совершили ошибку, возведя Чавеса на трон, ведь избавиться от тоталитарного режима будет очень сложно». С этими тривиальными сентенциями Льоса выступает как председатель Международного фонда за свободу (со штаб-квартирой в Мадриде), но его писательская слава придает им особый пропагандистский резонанс.

Льоса когда-то сам пытался завоевать президентское кресло Республики Перу, но на выборах проиграл и так огорчился, что отказался от своего перуанского гражданства и стал испанцем. Можно подумать, что его постоянные атаки на Чавеса вызваны скрытой ревностью: этот «заурядный подполковник» не раз проходил через испытание общенациональными выборами и уверенно выигрывал их, а он, Марио Варгас Льоса, всемирно известный писатель, «Перуанец № 1» современности, остался ни с чем в стране, которую прославил своим пером.

Активно создавая себе «имидж» борца за свободу и демократию в Латинской Америке, предостерегая народы континента от «экспансии боливарианской революции с помощью нефтедолларов Чавеса», Льоса преследует еще одну цель, личную. Он давно и безуспешно претендует на Нобелевскую премию по литературе и в свои 70 с лишним лет жаждет получить ее как достойное завершение литературной карьеры. Консервативность комитета по Нобелевским премиям известна, отсюда и затяжной «вираж вправо» писателя, который некогда считался если не «леваком», то, по меньшей мере, попутчиком.

Нет смысла анализировать качество литературной продукции Льосы последних лет, хотя стоит напомнить, что он был обвинен в плагиате. В его романе «Нечестивец, или Праздник Козла», посвященном диктатору Доминиканской республики Трухильо, были обнаружены «присвоенные» фрагменты из чужих произведений. Адвокаты помогли Льосе «отмазаться» от обвинений, но, конечно, на время пришлось забыть о Нобелевке. И вот, когда удалось снова набрать очки «разоблачительным творчеством на тему Чавеса», возникло новое препятствие на пути к премии – на этот раз в лице другого писателя, - мексиканца Карлоса Фуэнтеса. Он тоже регулярно критикует Чавеса, и «во имя защиты демократических идеалов», и для того, чтобы чаще фигурировать в международной прессе.

Причина все та же: активная демонстрация консервативности, осуждение популизма, кастризма и коммунизма - стратегически необходимы для борьбы за премию. Предусмотрительный Фуэнтес успел набрать дополнительные очки, написав восторженное предисловие к книге об антиподе Чавеса – венесуэльском олигархе Сиснеросе (П. Бачелет, «Густаво Сиснерос, глобальный предприниматель»). Воспевание олигархов, героев неолиберального супербизнеса, - это Поступок с Большой буквы. Латинской Америке неолиберальная политика принесла обнищание, деградацию социальных программ, обострение классовых противоречий, разграбление и поглощение слабых национальных экономик транснациональными компаниями.

Поклонники творчества Фуэнтеса возмутились и засыпали его письмами: как вы могли пойти на это? Один из них, отнюдь не чавист, написал: «Господин Карлос Фуэнтес, вам бы лучше заняться своей любимой Мексикой, которая, к несчастью, находится слишком близко к Соединенным Штатам. Их правительство обрекло ваш народ на нищету и страдания, и, как следствие, на неграмотность, утрату исторической памяти и покорность. Конечно, вы живете очень хорошо. Вы не обязаны следовать христианскому завету: любить своего ближнего (венесуэльский или мексиканский народ), как себя самого. Завтра вам захочется убедить нас в том, что Буш или Блэр заслуживают Нобелевскую премию мира, сеньор Густаво Сиснерос – премию в области экономики, а вы, не спорю, - в сфере литературы. Но не забывайте, что среди других лауреатов премии идут ваши предшественники - Жоржи Амаду, Сесар Вальехо, Хулио Кортасар и все умершие, которые не продали, не заложили свою честь и свое искусство, чтобы стать эпигонами бизнесменов».

К чести Комитета по Нобелевским премиям, его члены до последнего времени игнорировали лауреатские претензии Льосы и Фуэнтеса. По-видимому, обливание грязью политиков, которые не вписываются в шкалу буржуазных ценностей (и это не только Чавес, но и другие «популисты» - супруги Киршнер, Эво Моралес, Корреа), не всегда гарантирует быстрые дивиденды.

Кстати, был период в деятельности Чавеса на президентском посту, когда после попытки государственного переворота в апреле 2002 года, он предпринял все возможное, чтобы наладить конструктивный диалог с оппозицией, затушить казавшиеся неразрешимыми внутренние конфликты, предотвратить угрозу сползания страны в гражданскую войну. В тот период не раз звучали предложения выдвинуть Чавеса на Нобелевскую премию мира. Жаль, что не выдвинули и не дали. Хотя бы для того, чтобы дать урок нравственности и этики писателям, развязывающим на континенте новую «холодную войну».

(Фрагмент из готовящейся книги об Уго Чавесе)
Поделиться
Ссылка скопирована!