Notcoin — будущий дроп от TON/Telegram

Аргентина: Поражения и победы президента Кристины

Ольга Лопес, Каракас
5 Августа 2008г.
Президент Аргентины Кристина Фернандес де Кирчнер
После четырехмесячных протестов сельхозпроизводителей президент Аргентины Кристина Фернандес отменила постановление правительства о повышении экспортных пошлин на зерновые.

Вступая на президентский пост в декабре 2007 года, Кристина Фернандес де Кирчнер обозначила основные контуры своей социально-экономической программы, которая сводилась к продолжению курса предыдущего правительства Нестора Кирчнера, ее мужа. За четыре года президентства он сумел вытянуть страну из глубочайшего кризиса, к которому привела неолиберальная экономическая политика, проводимая правительствами в 80-90 годы. В итоге - в традиционно благополучной Аргентине, снабжающей мясом и пшеницей полмира, начали от голода умирать дети. Все это привело к небывалому росту социальной напряженности.

При Кирчнере рост ВВП составил 8-9 процентов в год. Значительно снизилось число безработных. Были повышены минимальная заработная плата, пенсии и социальные пособия. Не случайно широкую поддержку Кристине и ее "Фронту за победу", объединяющему перонистов, радикалов и бывших социалистов, оказали бедные слои населения и рабочие, жизнь которых значительно улучшились за время президентства Кирчнера.

Доктрина "хустисиализма", которой придерживается Кристина Фернандес, предполагает построение справедливого общества "третьего пути" - между капитализмом и социализмом. Поэтому и акцент в ее программе был сделан на необходимости более активного создания рабочих мест и повышения жизненного уровня населения.

Фернандес сразу предупредила страну, что мир стоит на пороге энергетического и продовольственных кризисов, которые неизбежно коснутся Аргентины и будут главными проблемами, которые придется разрешать ее правительству.

Действительно, конец прошлого года был отмечен быстрым ростом цен на энергоносители. В Аргентине с октября цены на них выросли почти на 50%. Поэтому в январе 2008 года аргентинское правительство ввело запрет на экспорт бензина и дизельного топлива.

Запрет на экспорт будет действовать до тех пор, пока нефтяные компании не снизят цены на нефтепродукты до уровня октября 2007 года. По мнению аргентинских властей, запрет на экспорт позволит также покончить с возникшим дефицитом топлива в стране.

Другой спорной мерой правительства Кристины Фернандес стало увеличение ставки налогообложения на экспорт сои, пшеницы и кукурузы. Мировой рост цен на агропродукцию привел к тому, что аргентинские землевладельцы начали практически весь урожай продавать за рубеж. Автоматически выросли цены на продукты питания внутри Аргентины. Чтобы остановить рост цен, правительство решило заставить сельхозпроизводителей оставлять больше продукции для внутреннего рынка. Таким сдерживающим фактором должны были стать повышенные экспортные пошлины. Аргентина и раньше практиковала подобные налоги, что позволяло несколько сдерживать рост цен на внутреннем рынке.

В марте правительство Фернандес приняло решение ввести «скользящую» систему экспортных тарифов, зависящую от изменений цен на внешнем рынке. Фактически экспортные пошлины на агропродукцию увеличивались с 35 до 44%. Осуществление этой меры, помимо прочего, дало бы казне в 2008 году дополнительно 330 миллионов евро, которые правительство рассчитывало направить на финансирование социальных программ.

Как известно, ключевым источником доходов Аргентины является экспортно-ориентированное сельское хозяйство. В 2007 году страна экспортировала агропродукции на 24 миллиарда долларов. В настоящее время Аргентина занимает третье место в мире по производству и экспорту сои, второе по производству и экспорту кукурузы и входит в пятерку крупнейших мировых экспортеров пшеницы.

Конечно, в разгар роста мировых цен на продовольствие, повышение налоговых ставок лишает производителей громадных сверхприбылей. Аргентинская сельскохозяйственная конфедерация тут же заявила, что повышение пошлин - ненужная и нерациональная мера, которая «отнимает у них средства на расширение и модернизацию производства».

В ответ Кристина Фернандес заявила, что интересы страны стоят выше интересов любой индустрии и интересов частных лиц, что повышение тарифов поможет более справедливо распределять национальное богатство в интересах всего населения и удержит фермеров от перепрофилирования своего производства на экспортные культуры, что наносит ущерб внутреннему рынку.

Сельскохозяйственные «бароны» восстали, перекрыли междугородные автомагистрали, практически парализовали транспортную систему страны, прекратили поставлять продукцию в городские магазины, что тут же привело к дефициту продовольственных товаров и еще большему их подорожанию. Это был откровенный шантаж.

Кристина Фернандес не скрывала своего возмущения и, как всегда, была откровенна в оценках, назвав забастовку «клоунадой». Если в 2001-2003 годах на дорогах пикетировали самые бедные, которые просили работы, чтобы не умереть с голоду, то сегодня дороги перекрывают сытые и богатые.

Тон в забастовках задавали 4 крупнейших агрокомплекса, среди владельцев которых преобладают представители ультраправых сил Аргентины и «фавориты» военной диктатуры. Газеты и экраны телевизоров пестрели изображениями вылитого на автодороги молока и демонстративно вываленных на обочины продуктов. Несколько раз начинались и безрезультатно прерывались переговоры между правительством и «аграриями». Забастовка землевладельцев стала самой продолжительной не только за недолгий период президентства Кристины Фернандес, но и за последние три десятилетия.

Забастовка «тружеников села», умело интерпретированная СМИ, нашла поддержку у некоторых слоев городского населения. Они устроили на улицах городов, в том числе и столицы, марши поддержки с пустыми кастрюлями.

Сторонники правительства Кристины Фернандес также проводили манифестации в поддержку своего лидера. В середине июня Кристина, как зовут ее в Аргентине, выступила перед сторонниками на митинге у президентского дворца на Майской площади. В своей речи она подчеркнула, что решение о повышении тарифов принималось «для того, чтобы все аргентинцы смогли жить намного лучше», чтобы «доходы распределялись справедливо», что «не было намерения навредить кому-либо». Она призвала оппозицию расчистить дороги и дать возможность аргентинцам жить и работать нормально. «Нам необходимо научиться демократически разрешать наши разногласия», - говорила она. «Средний класс из-за своих предрассудков часто кончает тем, что действует против своих же интересов. Интересы среднего класса такие же, что и у всех тружеников, нужно учиться видеть дальше того, что нам показывают», - говоря это, она имела в виду участников марша кастрюлей и прочих подобных выступлений оппозиции.

Заканчивая выступление, она сказала, что уже сто лет Аргентина считается ведущим производителем и экспортером мяса и пшеницы, и все эти сто лет в стране есть аргентинцы, которые умирают от голода. Она надеется, что следующее столетие будет иным.

Конечно, многомесячные акции протеста негативно отразились на экономике страны. Пресса, подыгрывающая крупному бизнесу, подсчитывала убытки, рисовала мрачные перспективы для страны и откровенно запугивала: «Протесты в Аргентине привели к росту мировых цен на соевые бобы. Плодами этого повышения пользуются главным образом бразильские и американские сельхозпроизводители. Начинают искать альтернативу аргентинским зерновым и некоторые страны-импортеры. Так, Китай уже объявил Аргентину ненадежным партнером и начал увеличивать объемы закупок в США».

После того, как Сенат не поддержал правительство и проголосовал против повышения налогов, Кристина Фернандес отменила постановление, положив, таким образом, конец четырехмесячному конфликту. Нужно отметить, что фактически при голосовании в Сенате получалась ничья 36:36, решающим стал голос вице-президента страны Хулио Кобоса. Президентская команда дала трещину.

Итак, с каждым днем все очевиднее, что «забастовки» землевладельцев и скотоводов - не просто экономическая борьба вокруг налогов. «Единственное препятствие на пути к экономическому процветанию и счастью народа – это наше правительство», – такое заявление прозвучало 25 мая, в День независимости Аргентины, на митинге, проводимом оппозицией.

Политическое противостояние в Аргентине нарастает с каждым днем. Не случайно имя ее президента все чаще упоминается в одном ряду с именами Рафаэля Корреа, Эво Моралеса и особенно Уго Чавеса – главных мишеней информационной войны, которые ведут право-консервативные СМИ. Крупный капитал не хочет делиться своими доходами! Раздражение вызывают социальные программы, планируемые правительством Фернандес. Ее оппонентам не дает покоя угроза национализации приватизированных в 90-е годы предприятий. Еще больше подхлестывают нетерпимость и ненависть к нынешнему правительству проводимые при его поддержке расследования преступлений военной диктатуры.

Правительство Нестора Кирчнера аннулировало два закона об амнистии преступникам военного режима, что позволило заново открыть десятки дел и осудить высшее военное руководство того периода. Вступая в должность, Кристина обещала, что сделает все возможное, чтобы правосудие, задержавшееся на 30 лет, свершилось и чтобы все несущие ответственность за самый большой геноцид в истории страны, были осуждены. Поэтому кое-кто сейчас живет в постоянном страхе, ожидая разоблачения и видя спасение в смене власти.

Из Аргентины регулярно идут сообщения о приговорах за преступления 30-летней давности. В этом году к длительным срокам заключения суд Аргентины приговорил восьмерых высокопоставленных военных, признанных виновными в пытках и убийствах членов левой оппозиции. Среди осужденных - 80-летний отставной генерал, получивший 25 лет, и семеро его подчиненных. К пожизненным тюремным срокам за участие в массовом убийстве 30 человек приговорены двое офицеров полиции.

Забыть о преступлениях не позволяют и розыски детей, отобранных у родителей в те жестокие годы «грязной войны». На днях «Бабушки Майской площади» (так теперь называется движение «Матерей Майской площади») сообщили, что ДНК-тест идентифицировал личности еще двух человек, которые были отняты военщиной у арестованных, а потом убитых родителей. Всего пока найдены 92 «исчезнувших ребенка» из почти 500 детей, которые лишились настоящих родителей во время диктатуры.

Во время правления Нестора Кирчнера наметился процесс возвращения под контроль государства отдельных стратегически важных предприятий. Особенно много шума было вокруг решения правительства аннулировать контракт с компанией «Агуас Архентинас» («Воды Аргентины»), которая была приватизирована в 1993 году смешанной европейской компанией. За прошедшие годы компания провела «оптимизацию своей деятельности», результатом которой явились возросшие тарифы на воду и сокращение рабочих мест с 8 700 до 3 700. Кирчнер обвинил иностранцев в вывозе из страны миллионных доходов: «Они вывозят миллионы долларов, а мы, аргентинцы, должны вымаливать у них каплю воды». В марте 2006 года государство вернуло себе контроль над водоснабжением.

При Кристине под контроль государства вернулись «Аргентинские Аэролинии», принадлежавшие после приватизации испанской компании «Марсанс».

Несмотря на поражение в конфликте с воротилами агробизнеса, Кристина Фернандес чувствует себя вполне уверенно и, как она сама заявила, еще более сильной. Она намерена полностью осуществить свою программу и не боится обвинений в популизме. В конце июня Кристина открывала в Буэнос-Айресе новый микрорайон с «социальными домами», которые т.н. «популистские» правительства в Латинской Америке активно возводят для самых нуждающихся граждан. По Федеральной программе строительства жилья, запущенной правительством Кристины Фернандес, в микрорайоне уже построено полторы тысячи жилищ из 2 200, скоро будут построены остальные, а также две школы, начальная и средняя, и торговый центр. Жилищное строительство позволило создать сотни новых рабочих мест, что тоже входит в задачи, решаемые правительством. Выступая на митинге, Кристина сказала, что мечтает о том времени, когда не государство, а сами аргентинцы на свои заработанные средства будут строить себе дома, но пока еще далеко не все имеют такую возможность, и государство обязано взять на себя ответственность за обеспечение населения жильем.

В первые дни августа Кристина вместе с приехавшим в Аргентину Уго Чавесом участвовала в запуске еще одной социальной программы по строительству жилья и детских садов в самых бедных районах страны. Эту программу под названием «Общая мечта» совместно с правительством патронирует организация «Бабушек Майской площади».

Накануне в Буэнос-Айресе состоялась трехсторонняя встреча президентов Бразилии, Венесуэлы и Аргентины, на которой Чавес, Лула и Кристина обсуждали стратегические проблемы интеграции и еще раз продемонстрировали миру свое единство в решении общих проблем.

Российские масс-медиа уделяют мало внимания процессам, проходящим в Аргентине, возможно, потому, что практически вся деятельность правительства Кристины направлена на преодоление последствий разрушительного периода активных «неолиберальных реформ» в стране. Отсюда и попытки необъективной, а то и откровенно лживой, интерпретации ее деятельности на президентском посту.
Поделиться
Ссылка скопирована!