Гватемала: Ригоберта Менчу – еще один индейский президент?

22 Февраля 2007г.
Гватемала: Ригоберта Менчу – еще один индейский президент?
В сентябре в Гватемале – президентские выборы. Их интрига до последнего времени вращалась вокруг одного ключевого вопроса: выдвинет ли свою кандидатуру на столь важный пост Ригоберта Менчу, рискнет ли вступить в борьбу с традиционно доминирующими на политической арене страны право-консервативными олигархическими силами?

Лауреат Нобелевской премии мира 1992 года, достойная представительница этнии майя-киче, после долгих раздумий и консультаций с лидерами индейских организаций и левоцентристских партий и группировок решилась – она будет участвовать в выборах.

В какой-то мере в Гватемале будет повторен боливийский прецедент, когда кандидатом стал Эво Моралес, индеец-аймара, закаленный во многих политических баталиях деятель. Он бросил вызов реакции и победил.

В отношении Менчу делать прогнозы категорически победного характера достаточно трудно. Гватемала со времен прогрессивного президента Якобо Арбенса (1951-1954г.г.) находится под игом, иначе не скажешь, местной олигархии, которую практически безоговорочно поддерживают Соединенные Штаты.

Трагическим эпизодом истории Гватемалы стало свержение Арбенса, осмелившегося посягнуть на чрезмерные привилегии банановой компании «Юнайтед Фрут». Предлогом для свержения стало так называемое «коммунистическое проникновение» в страну, сфабрикованные «сведения» о котором в изобилии распространялись Центральным разведывательным управлением США. В июне 1954 года на территорию страны ворвалась армия наемников, подготовленная ЦРУ. Правительство Арбенса пало, и начались долгие годы репрессий, политических преследований, вооруженного сопротивления отрядов герильи.

Можно сказать, что только в 1992 году по-настоящему были восстановлены демократические нормы управления страной, хотя рычаги власти по-прежнему находятся в руках традиционной политической элиты, ориентирующейся на Соединенные Штаты.

Нет сомнения, что благословляющая тень Якобо Арбенса будет сопровождать Ригоберту Менчу в ее избирательной кампании, в ее попытках вернуть власть народу, в том числе, - индейской его части, составляющей около 60% от 12 миллионов гватемальцев.

Предсказуема и будущая программа в случае победы Менчу: укрепление суверенитета страны, предоставление реальных гражданских и социальных прав всем гражданам без исключения, использование позитивного опыта реформ тех латиноамериканских стран, которые уже ступили на путь борьбы против неолиберализма, нанесшего огромный ущерб экономике Латинской Америки.

Нельзя не вспомнить, что Менчу однажды выиграла «поединок» с представителями традиционной гватемальской элиты – на суде в марте-апреле 2005 года. За оскорбление на расовой почве были осуждены внук бывшего диктатора Э. Риоса Монта и четыре активистки консервативной партии Республиканский гватемальский фронт. Внук диктатора, назвавший Менчу «грязной индеанкой, которой следует торговать помидорами на рынке», получил два с лишним года тюрьмы, и это был прецедент, по-настоящему воодушевивший индейцев, поднявший их самосознание и самоуважение до небывалой прежде высоты.

Известная как борец за права индейцев, Менчу многое делает для своего народа не только на политической сцене, но и в реальной жизни. Организованная ею сеть врачебной и фармацевтической помощи беднейшим слоям населения, думается, будет влиять на электорат куда эффективнее, чем обычная агитация с лозунгами и обещаниями.

Можно прогнозировать ожесточение нападок на Ригоберту Менчу в ближайшие месяцы. Как уже случалось прежде, противники попытаются поставить под сомнение всю ее траекторию жертвы диктаторского режима и борца за права человека. Особенно часто с этой целью используется книга ее воспоминаний «Меня зовут Ригоберта Менчу», в которой рассказывается о драме ее индейской семьи, преследованиях и пытках, которым она подвергалась. Тезис о том, что содержание книги полностью сфальсифицировано, с подозрительной регулярностью подбрасывается на страницы и телеэкраны буржуазных СМИ.

Появился и дополнительный аспект в «компрометации» Менчу, который, впрочем, уже привычен: президент Венесуэлы Уго Чавес «заинтересован» в ее победе и потому «предпринимает меры» по оказанию ей помощи – конечно, своими изобильными нефтедолларами.

Вице-президент Гватемалы Эдуардо Штейн недавно, находясь в Вашингтоне, опроверг подобные слухи: «Венесуэльских денег в гватемальской избирательной кампании нет! Сигналов подобного рода не поступало!» По мнению Штейна, Менчу не принадлежит по своим взглядам к «радикальному популизму», столь пугающему «богатых и благополучных» мира сего.

Президент Гватемалы Оскар Бергер как-то сфотографировался с Менчу в лучшем «пиар-аспекте»: объятия и поцелуи в предельно демократическом контексте. Все гватемальцы – братья и сестры. Фотография с явно оптимистическим зарядом. Есть ли основания для оптимизма, покажет сентябрь 2007 года.
Поделиться
Ссылка скопирована!